16 ноября 2018 08:03

Мировой опыт и российские особенности

Курсирование тяжеловесных поездов – один из наиболее сложных методов организации поездного движения на железнодорожном транспорте. Для устойчивого обращения таких поездов требуется решение многих технических и технологических вопросов.
Тяжеловесное движение, кроме российских железных дорог, применяется на постоянной основе в семи странах: Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, США, Швеции, ЮАР. Длина линий, на которых обращаются такие поезда, составляет от 180–200 км до 1100–1500 км. В большинстве случаев это специализированные магистрали. Допустимая нагрузка на ось у специально построенных для таких линий вагонов составляет от 25 до 40 тонн. В тяжеловесные поезда включается до 340 вагонов.

Предусматривается возможность быстрого оборота вагонов за счёт высокоэффективных погрузочных устройств и организации выгрузки вагонов на вагоноопрокидывателе, в том числе без расцепки составов. Достигается высокая грузонапряжённость линий тяжеловесного движения – до 300 млн тонн брутто на километр в год. Всё это позволяет быстро окупать значительные первоначальные затраты на подвижной состав, инфраструктуру и системы управления для организации тяжеловесного движения.

Железные дороги стран, где используется тяжеловесное движение, объединились в 1983 году в Международную организацию тяжеловесного движения (IHHA) с целью обмена опытом. Россию в организации представляет ВНИИЖТ.

В 2007 году IHHA обновила критерии принадлежности железных дорог к тяжеловесному движению. В настоящее время тяжеловесной считается такая железная дорога, на которой выполняется не менее двух из трёх следующих условий: регулярно эксплуатируются или планируется эксплуатация маршрутных или сочленённых поездов массой не менее 8000 тонн брутто; осуществляются или планируется осуществлять регулярные коммерческие грузовые перевозки с грузонапряжённостью участков не менее 40 млн тонн брутто в год на линии протяжённостью не менее 150 км; регулярно эксплуатируется или планируется эксплуатировать подвижной состав при нагрузке на ось 27 тонн или более.

На сети РЖД сегодня полностью выполняются первое и второе условия, осуществляется подготовка к реализации третьего на специализированных линиях и участках.

В то же время тяжеловесное движение в российских условиях имеет свои особенности. Речь прежде всего об эксплуатации тяжеловесных поездов, совмещённой с движением грузовых и пассажирских поездов, а также о значительной протяжённости маршрутов их следования. Необходимо учитывать также разнообразие климатических условий и характеристик грунтов в основаниях насыпей – от скальных пород до вечной мерзлоты.

ВНИИЖТ провёл испытания по определению влияния вагонов с осевой нагрузкой 23,5, 25 и 27 тонн на состояние верхнего строения пути и земляного полотна на участке Ковдор – Мурманск. Испытания показали, что требуется уделять особое внимание деформациям пути и его основания. Устройство пути с упругими прокладками, недопущение избыточного увлажнения насыпи и многие другие меры позволяют снизить влияние деформаций на состояние пути.

Что касается эксплуатации инновационных вагонов с нагрузкой на ось 27 тонн, то в ОАО «РЖД» уже сформировалась позиция об их обращении только на выделенных полигонах.

И это правильно, поскольку должна иметься грузовая база, позволяющая достичь таких нагрузок. А это железная руда, металлы, обогащённый уголь и некоторые другие массовые грузы. Должны иметься и специальные вагоноопрокидыватели на станциях выгрузки. Необходимо также соответствующее усиление пути.

Организация тяжеловесного движения требует расширения его научного обеспечения с выработкой экономически обоснованных решений применительно к специфике работы конкретных линий, где внедряются такие технологии.

Евгений Сотников,
главный научный сотрудник отделения «Тяга поездов,
тяжеловесное движение
и компьютерная оптимизация перевозочной работы
железнодорожного
транспорта» АО «ВНИИЖТ»



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв