25 сентября 2018 05:56

Суровый климат и сложные условия труда требуют компенсации

Андрей Дадаев, начальник отдела организации и оплаты труда Восточно-Сибирской дороги

При определении действенных инструментов мотивации для обеспечения кадрами районов БАМа необходимо учитывать особенности регионов.

История ВСЖД неразрывно связана с освоением Сибири и Дальнего Востока. Проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала обсуждался ещё в 1888 году, но по результатам экспедиции, предпринятой Русским техническим обществом, участок пути от Усть-Кута до Муи (как раз по тем местам, где сейчас пролегает Байкало-Амурская магистраль), был признан чрезвычайно сложным для проведения работ.

Работы по проектированию и строительству БАМа от Тайшета до Советской Гавани были вновь начаты в 1926 году. Несмотря на тяжёлое положение молодой советской республики, декретами Совнаркома за работу в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока полагался тогда солидный пакет льгот и компенсаций, в том числе надбавки, дополнительный оплачиваемый отпуск, пониженный подоходный налог с части зарплаты и другие.

Строительство БАМа получило новый импульс в 70-е годы прошлого века. Правительство активно привлекало молодёжь, предоставляло строителям и железнодорожникам льготы и компенсации. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18 октября 1979 года за работниками Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской и ряда других дорог закрепили право на получение 20-процентной надбавки за особо сложные условия труда (сверх районных и северных коэффициентов).

Этот этап строительства длился в течение 15 лет и дал самый значительный прирост населения в регионах присутствия Восточно-Сибирской дороги. Но после 1989 года люди начали уезжать. С тех пор численность населения Северобайкальского района Республики Бурятия уменьшилась в три раза, города Северобайкальска – в 1,3 раза, Усть-Кута – в 1,5 раза, посёлка Новая Чара – в два раза. И сегодня ежегодно из Бурятии и Иркутской области соответственно уезжает на 4 и 7 тыс. человек больше, чем приезжает.

Вместе с тем к 2025 году с учётом планов развития БАМа, увеличения объёмов перевозок и выхода на пенсию ныне работающих сотрудников потребуется дополнительно привлечь в Северобайкальский регион 1,6 тыс. человек, что составляет четверть от численности работающих там сегодня (6,7 тыс. человек).

Встаёт вопрос о применении действенных инструментов мотивации. При их определении необходимо учитывать особенности регионов: демографию, конкуренцию на рынке труда, сложившийся уровень зарплаты, наличие инфраструктуры.

Кадровые проблемы, возникающие в регионах Севера Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь связаны с неравенством условий жизни в сравнении с европейской частью России. Суровый климат, низкая плотность населения, ограниченные возможности на рынке труда, высокие цены на товары и услуги, отсутствие развитой инфраструктуры, малое количество или отсутствие объектов здравоохранения, образования и культуры. Следует учитывать, что материальный и социальный факторы являются основополагающими при принятии человеком решения жить и работать в том или ином регионе. И здесь огромное значение имеют льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые как государством, так и работодателем.

Государственная система районного регулирования оплаты труда в части компенсации повышенной стоимости жизни на отдалённых и северных территориях уже не так эффективна, как раньше. Поэтому в компании в качестве дополнительной мотивации работников утверждён механизм единовременного вознаграждения за стаж в районах БАМа. Между тем размер поощрения, выплачиваемый за каждые пять лет работы на БАМе, не оказывает значительного влияния на решение работников остаться (за пять лет стажа – 0,5 тарифной ставки (оклада), за 10 лет – 1, за 15 лет и далее каждые пять лет – 1,5 тарифной ставки (оклада).

Освоение новых месторождений, программы господдержки моногородов, создание территорий опережающего развития – всё это может привести в перспективе к усилению конкуренции на рынке труда севера Сибири и Дальнего Востока. В этих условиях считаю целесообразным рассмотреть возможность установления региональной надбавки с учётом опыта СССР, но с новым многоуровневым подходом к определению условий и критериев её выплаты по полигонам железных дорог.

Обеспечение рабочей силой регионов БАМа необходимо для реализации долгосрочных планов по эффективному использованию пропускных мощностей Восточного полигона – стратегического коридора к странам АТР. Поэтому для минимизации рисков дефицита кадров на этих территориях, уверен, необходима также разработка механизмов мотивации во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти. Это касается, в частности, совместных программ по государственной поддержке регионов развития РФ и ОАО «РЖД», а также законодательных инициатив по совершенствованию системы льгот, компенсаций и гарантий для работников регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В качестве одной из таких инициатив может быть включение в трудовой стаж для назначения пенсии 5–10 лет для неработающих супругов работников определённых отраслей экономики и промышленности, если на рынке труда отсутствует работа соответствующей квалификации, а также льготный учёт трудового стажа. Ещё одной льготой государственного значения могло бы стать начисление пониженного подоходного налога (снижение процента или взимание с 50–75% зарплаты).


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30