21 ноября 2018 19:13

Мосты «мёртвой дороги»

На Ямале два заброшенных железнодорожных моста через реки Пензер-Яха и Ид-Яха, построенные в середине прошлого века, взяты под государственную охрану как выявленные объекты культурного наследия. Сделано это после изысканий для проектирования Северного широтного хода.
Мосты представляют ценность с точки зрения технической истории и истории промышленного освоения территории приполярной области Западной Сибири, сообщило правительство ЯНАО. Стальные пролёты сооружений стоят на опорах сложной конструкции из лиственницы. Аналогов подобным мостам немного.

Оба объекта были частью так называемой «Стройки 501» – Трансарктической железной дороги Чум – Салехард – Игарка, которую называли также «мёртвой дорогой». Стальную магистраль от Полярного Урала до Енисея в условиях вечной мерзлоты, при отсутствии каких-либо дорог и крупных населённых пунктов в 1947–1953 годах прокладывали узники ГУЛАГа.

Главной целью грандиозного проекта было индустриальное освоение богатых природными ресурсами просторов сибирского Севера. Кроме того, в интересах обороноспособности страны было важно связать между собой низовья Оби и Енисея. Значительную часть сооружений «мёртвой дороги» построили в рекордные сроки, однако стройка была остановлена после смерти Сталина в 1953 году.

Мост через реку Пензер-Яху старожилы Ямала называют «генеральским» или «министерским», а вблизи моста через Ид-Яху находится частично разрушенный лагерный пункт № 81 со сторожевой вышкой.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв