15 ноября 2018 21:30

Пути Малой магистрали

Малой Октябрьской Детской железной дороге (МОЖД) в конце августа исполнилось 70 лет.
27 августа 1948 года юный машинист дал паровозный гудок, и поезд Малой магистрали отправился в рейс от станции Кировская до станции Озёрная. Этому событию предшествовал приказ начальника Северо-Западного округа – генерал-директора второго ранга Бориса Саламбекова «О постройке Детской железной дороги в городе Ленинграде».

В то послевоенное время в городе царили голод, безработица, беспризорность и бандитизм. В этой связи было необходимо уберечь детей от влияния улицы и занять их интересным делом. К тому же многие предприятия города ощущали дефицит мужчин по основным рабочим профессиям, и железнодорожники не были исключением. «Была цель создать условия, когда дети были бы под присмотром», – рассказывает заместитель начальника МОЖД Игорь Кузьменко.

Малая Октябрьская – единственная Детская железная дорога (ДЖД), которая при строительстве имела нормальную ширину колеи – 1520 мм, а затем уже перешивалась на узкую. Так легче было строить: можно было использовать весь арсенал путевой техники. Протяжённость первой трассы составила 8 км. Три станции – Озёрная, Зоопарк, Кировская, однопутные перегоны, электрожезловая система и семафоры.

Известно, что в районе станции Удельная планировалось строительство зоопарка, и Детская дорога должна была взять на себя, помимо обучающей, ещё и транспортную функцию. Именно непостроенному зоопарку обязана своим названием существующая станция. Подвижной состав Детской магистрали – конечно же, паровозы. А первые вагоны Детская узкоколейка получила с эстонских промышленных узкоколеек. Со временем на дорогу поступили вагоны Pafawag и тепловоз ТУ2-167, который стал работать поочередно с паровозами. «Локомотивы ребята водили под контролем взрослых. То есть дети работали в качестве дублёра, а стоявший рядом взрослый мог вмешаться в любой момент, если ребёнок что-то делает неверно, и объяснить, как правильно. Кочегарами тоже были дети», – говорит Игорь Кузьменко.

Малая дорога буквально с первых дней приобрела чрезвычайную популярность. На неё хотели попасть очень многие ребята. Первый набор по 18 специальностям предполагал прохождение спецкомиссии, где собеседование проводили с каждым соискателем. К тому же правом попасть на ДЖД обладали только те ребята, у которых были направления от пионерской дружины или комсомольской организации.

В 1965 году перегон Зоопарк – Кировская был закрыт в связи с планами по строительству жилья на месте бывшего Комендантского аэродрома. Оставшийся трёхкилометровый перегон Озёрная – Зоопарк был поделён почти пополам разъездом Юный. Перегонов снова стало два, на них была устроена полуавтоблокировка со светофорами. А на дорогу поступило два тепловоза ТУ3. В 1969 году станция Зоопарк ввиду явного несоответствия названия окружающей действительности была переименована в Пионерскую. Кстати, известно, что в 1975 году на МОЖД снимались сцены музыкального фильма «Необыкновенное воскресенье», а в 1980-м – сцены из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

В 1982 году на дорогу пришли тепловозы ТУ2-060 и ТУ2-191. В 1988-м – вагоны ПВ40 взамен списанных годом раньше Pafawag. «В то время я тоже пришёл на ДЖД. Тогда, наверное, каждый мальчишка стремился стать машинистом. Это была самая популярная профессия. Да и мальчиков на ДЖД было большинство – порядка 90% точно. Сейчас девочек стало больше, они зачастую стремятся побыть машинистами», – рассказывает Игорь Кузьменко.

В 1991 году на МОЖД закрыли перегон Юный – Пионерская в связи с прокладкой теплотрассы. Таким образом магистраль стала представлять собой километр с лишним пути и две станции. В 2000-х руководство «большой» дороги посчитало, что такого участка для детей маловато. Так возник проект прокладки южной трассы: от платформы Купчино вдоль путей витебского хода, по траектории Императорской ветви до платформы Паровозный Музей и далее до платформы 21-й км. Переезд депо метрополитена из Купчино на Парнас позволил построить станцию Молодёжная. Новый разъезд Юный расположился параллельно платформе Шушары. А конечная станция Царскосельская с вагонным и тепловозным депо построена у платформы 21-й км, позднее переименованной в Детскосельскую. Сейчас южный участок – сооружение, на котором эксплуатируются современные системы и техника. Протяжённость новой трассы – более 10 км. Она была открыта в 2011 году. «Её открытие позволило принимать большее количество детей. Если занимались порядка 600 человек, то сейчас около 1300», – говорит Игорь Кузьменко.

Яна Позолотчикова



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв