25 сентября 2018 03:53

Дорога на остров

Переход на Сахалин многократно увеличит объёмы грузового сообщения с материком

Президент РФ Владимир Путин на прошлой неделе на рабочей встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко сообщил, что поручил правительству проработать вопрос строительства моста на Сахалин. Эксперты отмечают, что с экономической точки зрения мегапроект обещает быть весьма выгодным.
По словам главы государства, этот проект важен не только для жителей острова – строительство подходов даст толчок к развитию севера Хабаровского края.
«Можно было бы в этом случае организовать и движение товаров из Азии через нас в Европу и таким образом повысить значение Транссибирской магистрали. Я поручил правительству проработать всё это. Надо посмотреть экономику (проекта)», – резюмировал Владимир Путин.

Определённые расчёты по экономике строительства мостового перехода на Сахалин уже произведены в Институте экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»). Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора ИЭРТа Сергей Шарапов, постройка моста к 2030 году может увеличить объём грузового сообщения Сахалина с материковой частью РФ до 32–47 млн тонн грузов с нынешних 4,5–8,5 млн тонн.
«Вопрос строительства этого объекта изучался с конца 90-х годов. Общая протяжённость линии – мостового перехода и подходов к нему – составит 585 км. Стоимость проекта рассчитывается в зависимости от конструкционных особенностей и прогнозных размеров движения. По предварительным оценкам, цена строительства транспортного перехода на Сахалин составит 540,3 млрд руб. без НДС. Оценка достаточно точная, она учитывает и мост, и железнодорожный подход к нему», – рассказал эксперт.

Сумма складывается из нескольких составляющих. Сам мостовой переход протяжённостью 6 км оценивается в 252,8 млрд руб. Линия Мыс Погиби – Ныш на Сахалине (127 км) – 82,7 млрд руб. Кусок линии от Селихина до Мыса Лазарева (452 км) – 204,7 млрд руб.
«Когда мы готовили расчёты по этому проекту ещё в нулевых годах, нам Минобороны согласовало габарит 45,7 м над уровнем моря, чтобы под мостом могли пройти крупные суда. Однако если понизить этот судоходный габарит до 36 м над уровнем моря и оптимизировать схему и материалы моста, то стоимость может быть снижена до 200–180 млрд руб. То есть теоретически у нас имеются варианты по оптимизации проектных решений, которая позволит снизить стоимость проекта. Но это предмет обсуждения с военным ведомством», – отметил Сергей Шарапов.

Стоимость подготовки проектно-сметной документации может несколько изменяться, но находится она примерно на уровне 18 млрд руб. Однако предполагаемый эффект от возведения этого объекта несопоставимо выше затрат на его строительство. Поступления денежных средств в бюджет РФ только за счёт внутренних притоков (налоги ОАО «РЖД», других транспортных компаний, уплаченных в счёт доходов, полученных за перевозку на этой линии) предполагаются на уровне 5,1 трлн руб. за 50 лет эксплуатации объекта. Налоги от строительного комплекса, поставщиков материально-технических и топливно-энергетических ресурсов для строительства линии, производителей подвижного состава для эксплуатации этой линии за тот же период предполагаются на уровне 0,3 трлн руб. Внешние основные притоки (налоги в федеральный и региональные бюджеты от добывающих и обрабатывающих компаний и производители готовой продукции, которые будут дополнительно загружены с учётом новой железнодорожной линии) предполагаются в размере порядка 3,6 трлн руб. То есть поступления в бюджет РФ за жизненный цикл проекта составят 9 трлн руб. при инвестиционных затратах 637,5 млрд с НДС независимо от доли финансирования проекта непосредственно из бюджета.

Прирост ВВП (чистая прибыль прямых и косвенных участников проекта, налоговые поступления и фонд оплаты труда, связанного с реализацией этого проекта) составит 37,7 трлн руб. за 50 лет эксплуатации объекта. За счёт хозяйственной деятельности владельца инфраструктуры и перевозочной компании получается 16,2 трлн руб. За счёт хозяйственной деятельности предприятий – поставщиков ресурсов и услуг для проекта – 1,1 трлн руб. За счёт хозяйственной деятельности производителей продукции, перевозимой по новой линии, – 20,4 трлн руб.

Помимо сугубо финансовых эффектов, необходимо учесть и социально-экономическое влияние проекта – развитие транспортной доступности региона (агломерационный эффект), создание рабочих мест, рост благосостояния населения, рост туризма, снижение уровня загрязнения окружающей среды за счёт меньшего использования пароходов, повышение транспортной безопасности, экономия времени в пути. Не все эти эффекты выражаются в денежном эквиваленте, но игнорировать их нельзя. Как нельзя и переоценить развитие регионов Дальневосточного федерального округа. Кроме того, стоимость доставки грузов на остров в прямом железнодорожном сообщении существенно снизится по сравнению с действующей схемой доставки – с помощью автотранспорта и паромного перехода. Для примера: при расчётах мы брали за основу доставку грузов из Комсомольска-на-Амуре до Хомска. В итоге по некоторым родам грузов стоимость перевозки будет снижена от трёх до семи раз», – подчеркнул Сергей Шарапов.

Ранее заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отмечал важность учёта совокупного долгосрочного эффекта от реализации подобного масштабного инфраструктурного проекта.
«При оценке целесообразности строительства этого объекта необходимо руководствоваться не только узкотранспортными эффектами. Так, окупаемость инвестиций в проект и операционных затрат на этапе эксплуатации только от выручки за перевозки грузов недостижима. Положительные факторы в большей степени могут находиться в сфере внетранспортных эффектов. Значительная часть территории РФ с населением и богатыми полезными ископаемыми не имеет устойчивой регулярной транспортной связи. Строительство моста было бы целесообразно увязать с проектами развития Сахалина, развития рыбопереработки, реализацией проектов по освоению шельфа», – считает эксперт.

Константин Мозговой




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30