15 декабря 2018 04:00

Командир сортировок

Крупнейшую в Европе «фабрику маршрутов» отличают надёжность, стабильность и квалифицированные кадры

Седьмой год с высокими эксплуатационными показателями руководит крупнейшей сортировочной станцией Мосузла Бекасово-Сортировочное один из наиболее опытных работников Московской дирекции управления движением Станислав Ракиеров, которому сегодня исполняется 60 лет.
– Таких решающих станций, как наша, всего 32 на сети. Среднесуточный вагонопоток в июне у нас достигал 19 тыс. вагонов, – рассказывает юбиляр. – В Мосузле подобные масштабы есть ещё только на двух сортировках – Орехово-Зуево, Рыбное.

Когда в июне 2012 года Станислав Ракиеров получил столь ответственное назначение, его поразили масштабы станции Бекасово-Сортировочное. Протяжённость 18 км, 48 путей сортировочного парка, коллектив – более 300 железнодорожников, здесь же и вагонное депо, и локомотивное. Главная задача станции – заниматься переработкой вагонопотоков согласно плану формирования на заданные направления.
– Станция не только огромная, но и красивая, спроектирована грамотно, очень технологично, большие средства вложены в её модернизацию. Работать здесь и честь, и удовольствие, – продолжает Станислав Анатольевич. – Но и ответственность велика. Любой сбой сразу скажется на работе дороги, а то и сети в целом. И наоборот: стабильно работает Бекасово – стабильно работает дорога. Поэтому нам ошибаться нельзя. Колоссальный объём вагонопотока заставляет тщательно обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять нить управления движением. Каждый день надо следить за инфраструктурой, за текущим содержанием, предоставлять «окна» путейцам, электромеханикам контактной сети. Часто бывает ощущение, что ты как на ладони: весь мир видит происходящее на станции и следит за твоей работой. Поэтому и требования предъявляешь самые высокие и к себе, и к коллективу.

Около трети коллектива станции Бекасово-Сортировочное, а это более 100 железнодорожников, сегодня составляет молодёжь. Под началом Ракиерова станция стала известна как «кузница кадров», его ученики уже сами работают начальниками крупных грузовых станций – Виктор Атласов возглавляет внеклассную станцию Люблино-Сортировочное, а Александр Милютин – внеклассную станцию Смоленск-Сортировочный. В Бекасово сейчас тоже тон задаёт молодёжь. Лучшим дежурным по сортировочной горке на МЖД стал Игорь Мазепа, осенью ему предстоит принять участие в сетевом конкурсе. На «отлично» справляются с работой молодые железнодорожники, дежурные по станции Маргарита Костенкова, Екатерина Алёшина, Максим Малисенко, составитель поездов Азат Манукян.

Станция Бекасово-Сортировочное известна своими традициями наставничества, опыт и мастерство здесь передаются из поколения в поколение. Сегодня лучшие наставники – дежурный по станции Елена Брыжова, маневровый диспетчер Михаил Симаков, дежурный по сортировочной горке Олег Староверов.

Чрезвычайно важно для успешной работы начальника сортировочной станции наладить чёткое взаимодействие со смежниками – с дистанциями пути, СЦБ, энергетиками, вагонным и локомотивным блоками. Очень помогли вхождению в курс дела в 2012 году напутствия начальника Московской магистрали Владимира Молдавера, который, изучив трудовую биографию сибиряка, доверил Ракиерову станцию Бекасово-Сортировочное. Немаловажным для адаптации и налаживания взаимодействия был и тот факт, что с начальником дистанции пути Николаем Анкудиновым Ракиеров ранее уже работал, возглавляя станцию Смоленск-Сортировочный. И в Бекасово они тоже сразу же нашли общий язык. Начальствовать над тремя сотнями железнодорожников непросто, – коллектив в Бекасово дружный, сплочённый, с характером, все работают на совесть, на результат. Но и тут Ракиерову, бывалому «станционнику», помогли знания и большой опыт на железной дороге, приобретённый ещё с юности в Казахстане и Сибири.

Начинал Ракиеров 45 лет назад в родном Павлодаре на реке Иртыш с профессии слесаря-монтажника. Однако отец Анатолий Васильевич затем «скорректировал» его планы, и призвание своё Станислав нашёл по примеру родителей именно на железной дороге.
– Мне всегда везло на учителей. И отец был первым из них, его смена станционного диспетчера всегда была лучшей в Павлодаре. И когда я начинал, он ещё работал. Поэтому, чтоб не подвести отца, мне приходилось выкладываться. Это был важный урок – на железной дороге надо работать с полной самоотдачей.

Отслужив срочную, Станислав устроился оператором сортировочной горки внеклассной станции Павлодар Целинной железной дороги, потом там же работал дежурным поста электроцентрализации. А в 1982 году открылась новая станция Экибастуз-Северный, которая обслуживала энергоузлы ГРЭС-1, ГРЭС-2. Туда Ракиеров был переведён дежурным по станции, а вскоре там же получил первую руководящую должность заместителя начальника станции по оперативной работе.
– На железной дороге в советские времена работали люди особой, крепкой закалки. Железнодорожная профессия и тогда была престижной, нас уважали, – вспоминает свою молодость Станислав Анатольевич. – Да, все мы хотели заработать, но никто из нас за деньги не цеплялся, трудились без рвачества. Сама жизнь отсеивала тех, кто не хотел работать или не справлялся, или мешал. Все вместе мы выходили на субботники, в народную дружину, выезжали на природу, чествовали заслуженных работников и ветеранов. Вокруг толковые парни, грамотные, работящие, конкуренция среди нас была сильная.

В 1987 году Станислав Ракиеров без отрыва от производства окончил Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1991 году Советский Союз прекратил существование, а в декабре 1993-го Станислав Анатольевич впервые получил под своё начало станцию, уже в России. В 100 км от Омска он стал начальником станции Мариановка Западно-Сибирской железной дороги. Этот период отмечен знакомством с двумя личностями, которые сыграли важную роль в профессиональном становлении Ракиерова. Первым из них был заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по безопасности движения – главный ревизор Владимир Старостенко, который впоследствии возглавил МЖД, а вторым – начальник Омского отделения этой железной дороги Равиль Бикбавов.
– Масштабные люди, очень значимые в моей судьбе, на которых всегда хочется равняться, – вспоминает Станислав Анатольевич.

Вплоть до 2006 года Ракиеров работал на ЗСЖД – в должности главного инженера станции Входная, а затем возглавил внеклассную сортировочную станцию сетевого значения Московка. Интересно, что и отец Ракиерова Анатолий Васильевич, уроженец Омской области, тоже когда-то работал на Московке, и Станислав встретил на предприятии ветеранов, которые его помнили, поэтому ударить лицом в грязь никак было нельзя.

В 2006 году Ракиеров был назначен начальником станции Смоленск-Сортировочный. Переехав в Центральную Россию, выросший в казахстанских степях Ракиеров был восхищён красотой и мощью среднерусской природы, прежде всего могучими широколиственными лесами Смоленщины, в которых можно было запросто встретить непуганое зверьё.
– Помню, ехали как-то вечером после осмотра на мотрисе от станции Фаянсовой в сторону Вязьмы. Вокруг леса густые. Стемнело. Вдруг впереди нас железную дорогу переходит… лось! И не поворачивая головы, не обращая на нас никакого внимания, спокойно так, неторопливо сохатый скрывается в чаще. Вот это да!

В 2011–2012 годах перед назначением в Бекасово-Сортировочное Ракиеров около года работал заместителем начальника Московской дирекции управления движением – начальником службы движения. И далее его ждала вершина «движенческой» карьеры – уникальная, крупнейшая в Европе станция, к которой он шёл всю жизнь.
– Станислав Анатольевич Ракиеров – один из лучших, наиболее квалифицированных и надёжных наших сотрудников, – говорит начальник Московской дирекции управления движением Сергей Кобзев. – Очень важно, что в сложные годы реформирования на сети, периодического изменения плана формирования станция Бекасово-Сортировочное была в надёжных руках, показывая стабильно высокое качество эксплуатационной работы.

31 июля Станиславу Ракиерову исполняется 60 лет. В его семье выросли дочь Анастасия и сын Владислав, есть внук Марк.

За многолетний добросовестный труд Станислав Анатольевич награждён почётной грамотой ОАО «РЖД», юбилейным нагрудным знаком «175 лет железным дорогам России», именными часами президента ОАО «РЖД» и начальника Центральной дирекции управления движением, благодарностью министра транспорта РФ, знаком «Почётный работник Центральной дирекции управления движением».

Игорь Ленский
Фото автора

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Гость 14.08.2018 20:36:33
Стас,когда прекратится ор на станции Бекасово сортировочная по ночам,особенно,когда дежурит баба.Ее ,что муж не удовлетворяет?Остальные,как люди не шумят,а эта ревет,что есть мочи,прокляну....
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв