14 декабря 2018 22:42

Новый сложный мир

Какие профессиональные вызовы готовит будущее

Интеграция промышленности и цифровых технологий привела к тому, что значительная часть производственных процессов проходит сегодня без участия человека. Беспилотные автомобили, цифровая железная дорога – это уже не будущее, а настоящее. Соответствующим образом должны измениться и навыки работников технологичных отраслей.
Мировая экономика развивается стремительно, что неминуемо влияет на рынок труда. Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia, подготовившие доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», прогнозируют, что в ближайшие 20 лет количество рабочих мест в мире может сократиться на 50%. Так, большую часть производственных функций будут выполнять роботы, от людей же потребуются совершенно новые знания и навыки, отвечающие требованиям цифровой экономики. Например, в ОАО «РЖД» растёт спрос на работников, обладающих цифровыми навыками.

Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» был представлен заместителем генерального директора по исследованиям и разработкам WorldSkills Russia Екатериной Лошкарёвой на Стратегическом комитете чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Абу-Даби. Документ подготовлен по результатам специальных экспертных сессий, а также по материалам российских и зарубежных исследований.
«Добро пожаловать в новый сложный мир», – приветствуют читателей авторы доклада. И тут же поясняют: в этом мире не будет профессий, навыки для которых получают в юном возрасте и в дальнейшем не переучиваются. В нём не будет простой работы, предполагающей выполнение рутинных операций на конвейере. Также не будет и линейной иерархии, где у подчинённого нет возможности принятия решения, а вся ответственность лежит на начальстве. Не будет рутинной работы за компьютером, когда понятно, что, откуда и куда надо скопировать. Не будет чётких границ между личным и рабочим временем. Зато будет много новых профессий, для которых ещё нет названия и которые будут постоянно меняться, будет работа, требующая настройки и обучения сложных систем, будут горизонтальные команды, работающие над общей целью, и рабочие места в виртуальной реальности, а дополненная реальность станет привычным явлением, будет возможность и даже необходимость совмещать творческую и профессиональную реализацию.


Роботы вместо людей

Авторы доклада уверены, что мир стоит на пороге четвёртой промышленной революции, или, как назвал её президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб, выступая на Ганноверской выставке в 2011 году, «Индустрии 4.0». Новый производственный скачок характеризуется внедрением «киберфизических систем» в заводские процессы, что приведёт к слиянию технологий и размоет границы между физической, цифровой и биологической сферами.

Активное развитие индустриальной робототехники уже сейчас позволяет заменить ручной труд на большинстве рутинных производственных операций. При этом человек отойдёт от конвейера и будет контролировать деятельность сложных систем, принимать стратегические решения, курировать внедрение инноваций и вмешиваться в случае внештатных ситуаций. Большая часть вмешательств в производственный процесс будет осуществляться без прямого физического контакта, посредством дистанционного управления. «Роботы могут работать со скоростью, недоступной для человека, а протоколы коммуникации машина-машина позволят им достичь абсолютной согласованности действий и поддерживать единый ритм», – поясняют исследователи.

Немаловажным преимуществом роботизации является экономическая выгода от этого процесса: установка робота дешевле, чем содержание работника. В качестве примера исследователи приводят сферу дальнемагистральных автомобильных перевозок, в которой затраты на оплату труда водителей составляют значимую часть бюджета, а риски, связанные с человеческим фактором, колоссальны.
«Большая часть пути проходит по трассе в условиях, с которыми уже сейчас могут справляться системы искусственного интеллекта. В отличие от человека, компьютер не устаёт и может одинаково эффективно работать и днём, и ночью. Сейчас различные системы беспилотных грузовиков уже тестируются на дорогах. В среднесрочной перспективе человек не будет полностью исключён из управления машинами, но его участие значительно сократится», – говорится в докладе.

К слову, калифорнийская компания Starsky Robotics уже разработала систему, которая обеспечивает самостоятельное движение грузовиков по трассе и дистанционное управление человеком при съезде с автомагистрали. В Европе успешно проходят тесты грузовые караваны, в которых человек управляет лишь одной машиной, а за ним следуют самоуправляемые грузовики.

Параллельно с грузовым сектором автопилот внедряется и в железнодорожном транспорте. В области беспилотных поездов лидируют азиатские страны. Так, например, высокоскоростные составы тайваньских железных дорог с 2016 года оснащены системами автоматического отслеживания, позиционирования и технического обслуживания, а в Гонконге курсируют 10 подземных беспилотных поездов.

ОАО «РЖД», в свою очередь, также ведёт работу по автоматизации и цифровизации производственных процессов. Ключевые направления – это автоматический сбор и обработка данных о состоянии подвижного состава и инфраструктуры, внедрение безлюдных технологий в работу станций и управление поездами, использование цифрового моделирования при строительстве железнодорожных объектов (BIM-технологии). Так, например, в этом году начались работы по запуску сервиса, контролирующего состояние грузового вагона на базе технологии блокчейн. Соответствующий пилотный проект планируется запустить в четвёртом квартале этого года на полигоне Октябрьской железной дороги.

Три года назад на сортировочной станции Лужская Октябрьской дороги компания совместно с Siemens запустила первую в России полностью автоматизированную сортировочную горку. Это станция XXI века: робот определяет скорость подачи вагона, номер пути, учитывает при этом скорость ветра, геометрию вагона, тип груза. Система умеет подтаскивать вагоны с помощью специальных подтягивателей-челноков. Сегодня автоматика на станции может переработать в день 5 тыс. вагонов.

В ближайшем будущем мы увидим и пассажирские поезда, которые управляются автоматикой без участия машиниста. В начале июля в столице на строящемся транспортно-пересадочном узле «Рязанская» состоялось рабочее совещание мэра Москвы Сергея Собянина, министра транспорта РФ Евгения Дитриха и генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, на котором глава «Российских железных дорог» отметил, что на Московском транспортном кольце в течение нескольких лет будут отработаны беспилотные технологии.


Исчезающий вид

«В некоторых отраслях автоматизация приведёт к исчезновению рабочих задач и постепенному исчезновению целых профессий. Например, по мере развития технологий беспилотного автомобилестроения можно ожидать исчезновения профессий таксистов и дальнобойщиков», – отмечается в докладе.

Перед железнодорожной отраслью в этой связи стоит вопрос: что станет с профессией машиниста в будущем? Уже сегодня технологии позволяют управлять локомотивом, что называется, в одно лицо. «Чем совершеннее техника, тем она производительнее, тем выше требование к квалификации работника и тем меньше нужно людей на производстве», – рассказал «Гудку» начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

Работа машиниста меняется буквально на наших глазах. Сегодня бортовой компьютер даёт ему информацию о работе всех систем локомотива, показывает важнейшие перевозочные параметры (профиль пути, вес поезда, расположение светофоров, расписание движения по маршруту), информирует о местоположении других поездов. Исходя из этих данных машинист принимает решение о скорости движения. Раньше подобной возможностью обладали только диспетчеры.

К слову, сейчас на станции Лужская в рамках проекта «Цифровая железная дорога» испытывается система дистанционного управления маневровым локомотивом. В лице одного работника совмещается несколько профессий – он и машинист, и составитель поездов (для прицепки-отцепки вагонов), и осмотрщик вагонов при опробовании тормозов, и стрелочник при подготовке маршрута.

В перспективе малодеятельные участки могут быть полностью переведены на безлюдную технологию, говорят в РЖД.

Чем лучше алгоритмизируется деятельность специалиста, тем больше вероятность, что его работа будет автоматизирована. Это хорошо видно на примере профессии кассира, позиции которого потеснили умные программы, продающие билеты – через автомат, сайт или мобильное приложение, как будет удобнее пассажиру.

В связи с внедрением электронного документооборота будет уменьшаться потребность в работниках, занятых оформлением документов. Например, в грузовых перевозках всё меньше требуется сотрудников фронт-офиса, отвечавших за первичное оформление документов, поскольку клиенту не нужно самому никуда приходить, приносить бумаги – перевозочные документы оформляются через систему ЭТРАН, доступ к которой есть у грузоотправителей.


Компетенции будущего

Авторы доклада сознательно не называют профессии, которые будут востребованы в будущем. По их мнению, стоит анализировать навыки, освоив которые работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего, будучи готовыми к последующему переобучению. Можно предположить, что большое количество новых профессий появится в сфере управления, а точнее, в области обучения автономных систем на базе искусственного интеллекта (роботов и компьютеров).

По мнению члена экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Госдумы РФ, эксперта блокчейн-лаборатории Финансового университета при Правительстве РФ Венеры Шайдуллиной, самые популярные профессии будущего будут связаны с беспилотными транспортными системами. «Это всё, что касается работы с сенсорами, контролёрами, активаторами беспилотных транспортных средств, разработкой алгоритмов по управлению такими машинами и их тестирования. Отдельного внимания заслуживает и разработка программного обеспечения для дронов – такие приборы потребуются ряду государственных структур».

Перед специалистами будущего при этом будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта. «Можно предположить, что большинству инженеров придётся освоить навыки работы с дополненной реальностью и быть готовыми выполнять творческие задачи, делегируя рутинные операции компьютеру», – говорят исследователи.

При этом изменится сам подход к работе: вместо привычной сейчас линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя конкретный вид деятельности. В этой связи большая роль отводится сфере образования, которая, по мнению докладчиков, является наиболее консервативной, ведь программы подготовки не меняются десятилетиями.
«Образовательные системы почти во всех странах мира заточены на подготовку людей к труду, в основном не требующему творческого подхода, к стандартным рабочим процессам. В ряде сфер навыки устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения. Именно поэтому необходим переход к интегральному образованию, позволяющему в полной мере раскрыть индивидуальный потенциал каждого человека. В новой образовательной системе должны сосуществовать разнообразные образовательные элементы, от крупных хабов до маленьких центров, включающих разнообразные образовательные форматы (онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, массовые игры)», – говорится в докладе.

По словам Сергея Саратова, существующая отраслевая система подготовки рабочих, специалистов и руководителей позволяет удовлетворить спрос РЖД на квалифицированные кадры и с уверенностью смотреть в будущее. «Мы нацелены на то, чтобы обеспечивать гибкость отраслевой образовательной системы, ориентируя образовательные программы и форматы на подготовку работников, которые готовы решать стоящие перед компанией задачи. Так, например, в 2013 году в РУТ (МИИТ) была создана кафедра «Высокоскоростные транспортные системы», которая выпускает порядка 250 профильных работников в год, хотя ВСМ находится в процессе проектирования. Постепенно к обучению таких специалистов присоединились другие отраслевые вузы, так что у нас не будет дефицита работников по соответствующим специальностям, когда магистраль будет сдана в эксплуатацию», – пояснил он.

Подготовкой железнодорожных руководителей, в свою очередь, занимается Корпоративный университет РЖД. «Это ключевой эксперт и партнёр компании в создании развивающей управленческой среды. Для нас важно, чтобы КУ РЖД развивался и актуализировал свои программы исходя из бизнес-задач компании и потребностей руководителей», – говорит Сергей Саратов.

Докладчики акцентируют внимание на том, что вне зависимости от сферы деятельности специалисты будущего должны будут обладать следующими навыками: концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, цифровая грамотность, творческие способности, креативность, экологическое мышление, кросс-культурность, способность к обучению и самообучению.

Современная управленческая теория также включает «мягкие» и «жёсткие» навыки (hard skills и soft skills). Под жёсткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, – например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми.

Как отмечают докладчики, конкурировать с роботами в профессии смогут только люди, обладающие ярко выраженными soft skills: «В условиях нарастающей цифровизации и автоматизации будет расти спрос на услуги, в которых клиент получает настоящий живой контакт с человеком. Автоматический кофейный аппарат сможет приготовить хороший кофе, но он не заменит живого баристу, который может поддержать разговор. В будущем появится больше услуг, ориентированных на восполнение человеческого контакта в автоматизированном мире». Как отмечает Сергей Саратов, в компании сформировался запрос на работников, имеющих кросс-функциональные компетенции. Это связано с приходом современной высокопроизводительной техники, которая позволяет расширить функционал сотрудников.
«Если можно так выразиться, мы «скрещиваем» профессии. Например, на малодеятельных линиях помощники машинистов осваивают дополнительно функционал составителя поездов, осмотрщика вагонов, кондуктора грузовых поездов. В свою очередь, второй профессией составителя поездов может быть осмотрщик или осмотрщик-ремонтник вагонов. Машинист железнодорожно-строительной машины может выполнять функционал составителя поездов, а дежурный по переезду – дежурного стрелочного поста. Похожие процессы идут в хозяйстве инфраструктуры: на малолюдных участках один специалист может контролировать и состояние пути, и работу средств автоматики и телемеханики», – пояснил Сергей Саратов.

В перспективе потребность в квалифицированном инженерно-техническом персонале будет только увеличиваться. Уже сегодня ОАО «РЖД» заинтересовано в специалистах, имеющих хорошие цифровые навыки и техническую подготовку, чтобы обслуживать сложную технику или понимать показания датчиков, следящих за состоянием техники и инфраструктуры.
«Конечно, для производственной компании всегда будут важны hard skills, то есть профессиональные навыки. Для железнодорожников профессионализм и ответственность останутся ключевыми качествами, ведь мы отвечаем за жизнь и здоровье миллионов людей, – говорит Сергей Саратов. – При этом будет расти и значимость soft skills. Нам нужно усиливать навыки клиентоориентированного поведения, умения выстраивать коммуникацию, создавать комфортную рабочую атмосферу и мотивировать команду, творчески подходить к решению задач. У работников компании должно быть больше гибкости, они должны быть готовы к постоянным изменениям. Мы живём в мире, который очень быстро меняется, нам нужно успевать перестраиваться, адаптироваться, постоянно учиться новому».


«Нелишние» люди

«В долгосрочной перспективе новый технологический переход может привести к революционному прорыву в эффективности и производительности труда и росту экономики, но в краткосрочной он может стать причиной существенного дисбаланса в мировой экономике, углубляя неравенство и провоцируя риск глобальной структурной безработицы», – уверены исследователи.

Рыночные механизмы не позволят быстро адаптировать высвобождающуюся рабочую силу, в результате может образоваться целый класс «лишних» людей, тех, чьи навыки не будут востребованы на рынке.

Исследователи предлагают три варианта действий, чтобы притормозить массовую безработицу: стимулировать создание рабочих мест нового типа (развивать сферы экономики, где действия человека практически невозможно заменить роботом); законодательно замедлить распространение технологий (например, запретить работу полностью автономных транспортных средств на дорогах общего пользования); ввести безусловный базовый доход (регулярная выплата всем членам общества определённой суммы, позволяющей обеспечить базовые потребности).
«Общение – это базовая человеческая потребность, и чем больше вокруг нас будет роботов и цифровых решений, тем важнее будут человеческие взаимоотношения и умение работать в команде, – считает Сергей Саратов. – Человеческая составляющая, эмпатия, скорее всего, будут приносить дополнительную стоимость качественному сервису. Без умения общаться, умения понимать и даже угадывать желания клиентов невозможно выстроить клиентоориентированный бизнес. Наконец, чем больше в вашей работе творческой и креативной составляющей, тем меньше вероятность, что вас заменит робот. Поэтому и менеджеры, и инженеры всегда найдут себе работу».

Юлия Соловьёва


 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Гость 25.07.2018 14:13:50
"ИСЧЕЗАЮЩИМ ВИДОМ" должны стать эффективные менеджеры и их отпрыски ничего не понимающие в железнодорожной отрасли, которые разваливают железку уже два десятилетия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв