13 декабря 2018 02:58

Нефть навсегда

Рост мирового спроса на углеводородное сырьё позволит нарастить его погрузку в среднесрочной перспективе

Растущий спрос на нефтеналивные грузы на внутреннем рынке позволил избежать общего уменьшения их погрузки на сети РЖД по результатам I полугодия 2018 года. Однако в компании всё же ожидают негативного результата в этом сегменте по итогам года ввиду переключения грузов на трубопроводный транспорт. Впрочем, ряд мер позволит до 2025 года вернуть ряд наливных грузов на сеть.
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», по итогам января – июня 2018 года погрузка нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом составила 117,9 млн тонн (+0,1 млн тонн, или +0,1% к аналогичному периоду 2017 года). При этом поставки на внутренний рынок выросли до 67,3 млн тонн (+1,3 млн тонн, или +2% к уровню января – июня прошлого года).

Как пояснили «Гудку» в ЦФТО, рост во внутригосударственном сообщении обеспечен увеличением погрузки дизельного топлива (+0,7 млн тонн) по причине роста производства данного нефтепродукта (по данным Министерства энергетики РФ, в I полугодии 2018 года рост составил 0,5 млн тонн, или 1,3% к 2017 году) на фоне увеличения общего грузооборота транспорта: по данным Росстата, в январе – мае 2018 года рост грузооборота железнодорожного транспорта составил 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Также общий рост связан в том числе с наращиванием погрузки нефтяного анодного кокса и газойля (по 0,5 млн тонн соответственно), – подчеркнули в ЦФТО, отметив, что погрузка последнего выросла в условиях предоставления понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на перевозки нефтяных грузов со станции Несветай Северо-Кавказской дороги (СКЖД) во внутрироссийском сообщении, а также на экспорт назначением на станции Заречная-экспорт и Новороссийск-экспорт (СКЖД)».

А вот экспорт «просел» на 1,2 млн тонн (-2,4%) и составил 50,6 млн тонн. Одна из причин – сокращение погрузки мазута (-2,1 млн тонн) по причине низкой рентабельности его производства с учётом проводимой модернизации ряда крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Согласно данным Минэнерго России, снижение производства мазута по итогам I полугодия 2018 года составило 2,8 млн тонн или, 10,6% к уровню января – июня прошлого года. Также сократилась погрузка дизельного топлива (-1,8 млн тонн) по причине увеличения прокачки нефтепродукта трубопроводным транспортом. Общие потери от переключения погрузки на трубопроводный транспорт за I полугодие 2018 года оцениваются в 2,8 млн тонн. Главным образом в этом свою роль сыграла реализация проектов «Юг» (подключение Волгоградского НПЗ с ноября 2017 года к дизельному нефтепродуктопроводу до порта Новороссийск), «Север» (увеличение прокачки дизельного топлива в порт Приморск), а также увеличение поставок светлых нефтепродуктов в Московский регион трубопроводным транспортом.
«По итогам 2018 года погрузка нефтегрузов ожидается на уровне 232 млн тонн, что на 3,5 млн тонн, или на 1,5%, ниже уровня 2017 года. Сокращение погрузки ожидается в условиях переключения поставок сырой нефти и дизельного топлива на трубопроводный транспорт (потери оцениваются в 7,7 млн тонн). Основные факторы – подключение Комсомольского НПЗ (Комсомольск-на-Амуре, входит в структуру ПАО «НК «Роснефть». – Ред.) в сентябре 2018 года, подключение ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» к нефтепродуктопроводу до порта Новороссийск в ноябре 2017 года, реализация проекта ПАО «Транснефть» по поставке трубопроводным транспортом светлых нефтепродуктов в Московский регион и проекта «Север-25» по поставке дизельного топлива в порт Приморск», – сообщили в ЦФТО. Также негативное влияние на погрузку окажет частичное переключение погрузки сырой нефти на трубопровод Приютово-Туймазы в адрес уфимских НПЗ с пункта налива станции Приютово (ПАО «НК «Роснефть») с июля 2017 года.

Начальник аналитического отдела ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» Лейсана Коробейникова отметила, что, несмотря на усиление конкуренции со стороны трубопроводного транспорта, ОАО «РЖД» планирует к 2025 году нарастить объёмы перевозок нефти и нефтепродуктов не менее чем на 7 млн тонн.
«С этой целью ведутся переговоры с ПАО «Транснефть» по географической и продуктовой сегментации перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом. Также для привлечения дополнительных объёмов грузов на железную дорогу ОАО «РЖД» ввело скидку 50% до конца года на порожний пробег цистерн из-под перевозок нефтепродуктов с припортовых станций Октябрьской дороги на станции Белорусской железной дороги. Кроме того, ещё в начале марта стало известно о предоставлении Узбекской железной дорогой (АО «Узбекистон темир йуллари». – Ред.) до конца 2018 года скидки в размере 30% на перевозки по территории страны всех видов грузов в направлении южных регионов Киргизии и обратно. В результате возможно увеличение экспорта нефтепродуктов в Киргизию», – сообщила эксперт.

По её словам, на перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом повлияла модернизация отрасли с увеличением глубины переработки нефти.
«Во-первых, сократилось производство мазута, и, соответственно, его перевозки железнодорожным транспортом пошли вниз. Во-вторых, улучшение качества дизельного топлива позволило организовать однородные поставки трубопроводным транспортом.

Несмотря на позитивную динамику мая, в среднесрочной перспективе в связи с развитием трубопроводного транспорта погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД продолжит снижаться, а скорость падения погрузки будет зависеть преимущественно от государственного регулирования и политики РЖД», – отметила Лейсана Коробейникова.

Впрочем, отмечают в ЦФТО, потери из-за ухода «в трубу» будут частично компенсированы благодаря благоприятной конъюнктуре мирового рынка нефти и нефтепродуктов, а также за счёт мер по реализации гибкой тарифной политики.

По прогнозу ОПЕК (Организация стран – экспортёров нефти) от июля 2018 года, мировой спрос на нефть в текущем году вырастет на 1,7 млн баррелей/сутки (до 98,9 млн баррелей/сутки) по сравнению с 2017 годом. Кроме того, несмотря на решение, принятое на заседании 22–23 июня 2018 года в Вене, об утверждении роста добычи нефти на 1 млн баррелей/сутки в течение II полугодия 2018 года с целью компенсировать перевыполнение квот и вернуться к стопроцентному исполнению договорённостей (до проведения встречи страны сокращали добычу на 152% от плана), не ожидается значительного увеличения предложения нефти от стран-экспортёров и, как следствие, системного снижения нефтяных котировок.

Решение ОПЕК может быть пересмотрено в сентябре 2018 года. Таким образом, ожидается продолжение сокращения профицита нефти на мировом рынке и достижение баланса спроса и предложения, что положительно повлияет на динамику цен в перспективе.

Как ранее отмечали эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), несбалансированность развития видов транспорта уже приводит к негативным последствиям для экономики. Так, активно поддерживаемое государством развитие трубопроводного транспорта способствует массовому оттоку нефтяных грузов с железной дороги и сокращению инвестиционных возможностей железнодорожной отрасли. При этом конкуренция между железными дорогами и трубопроводом имеет место только на этапе планирования и оценки целесообразности строительства или модернизации существующей трубопроводной инфраструктуры, так как транспортировка трубопроводом изначально имеет более привлекательные экономические условия по сравнению с железнодорожным транспортом – низкая стоимость перевозок.
«Государству целесообразно сконцентрироваться на разработке и внедрении транспортного экономического баланса, – считает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. – Это позволит создать необходимый инструментарий для синхронизации и согласования развития всех видов транспорта, а также их взаимозаменяемости и высокой мобильности экономики в случае возникновения критических ситуаций».

В свою очередь, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль уверен, что оттока нефтеналивных грузов с железной дороги не происходит, напротив, здесь сохраняется прочный баланс.
«Более того, по итогам прошлого года «Транснефть» недобрала порядка 5 млн тонн грузов по сравнению с 2016 годом. Эти грузы могли уйти или на железную дорогу, или на речной транспорт, но «речка» сейчас работает не столь активно. Так что между железнодорожными и трубопроводными перевозками установлен баланс. По нефти вообще проблем нет – на многие небольшие нефтеперерабатывающие заводы сырьё приходит только по железной дороге. Вообще, надо понимать, что система трубопроводов, существующая сегодня в России, крайне мала. Для сравнения: общая протяжённость трубопроводного транспорта, перекачивающего нефтеналивные грузы, в России составляет порядка 20 тыс. км, а в США – 240 тыс. км. Кроме того, мазут, производство которого в РФ весьма велико, перевозится исключительно железнодорожным транспортом. Так что нефтеналива хватит всем», – заключил Геннадий Шмаль.

Константин Мозговой




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв