21 августа 2018 03:03

Вопрос дня

– Может ли развитие перевозок в танк-контейнерах привести к дополнительному привлечению грузов на сеть РЖД?

Олег Яценко, член правления «ИСР Транс»:
– Если рассматривать танк-контейнеры как средство, позволяющее привлечь дополнительные объёмы грузов на железную дорогу, то оценку дать сложно. Танк-контейнер является универсальной, многофункциональной тарой, которая может передвигаться как на железнодорожных платформах, так и на автоприцепах. Поэтому как инструмент привлечения грузов на железную дорогу он не вполне подходит. Железная дорога в этом случае выиграет там, где большие расстояния или большой объём, который превышает возможности автомобильных перевозок. Конкурировать с автоперевозками на небольших расстояниях железной дороге очень тяжело, тем более что при сегодняшней системе согласования планов и подачи подвижного состава время доставки выходит намного больше.
Перевозить нефтепродукты танк-контейнерами нецелесообразно, это связано с их маленьким объёмом и тем, что для них необходима платформа.
Ниша танк-контейнеров – это нефтехимические грузы высокого качества, которые составляют 5–10% от объёма перевозимых нефтеналивных грузов. В данном случае танк-контейнер выиграет за счёт герметичности и повышенной безопасности перевозок. Также стоит отметить, что у нас не существует трубопроводов, по которым бы транспортировалась нефтехимическая продукция.
Если мы рассмотрим Европу, танк-контейнерные перевозки выигрывают на автомобилях, менее трети подобных перевозок осуществляется по железной дороге. С другой стороны, железная дорога обеспечивает большую безопасность перевозок. Когда мы говорим о преимуществах танк-контейнеров в целом, стоит подчеркнуть их безопасность, с которой связано и то, что первые перевозки танк-контейнерами в России были перевозками компонентов ядерного топлива.

Сергей Калетин, президент АО «СГ-транс»:
– И в Европе, и в России танк-контейнеры используются для перевозки химии, нефтебензиновых продуктов, сжиженных газов. В России эта услуга по предоставлению контейнеров-цистерн относительно новая, поскольку в основном наливные грузы, не считая трубы, перевозятся на железнодорожном транспорте.
По нашему мнению, развитие танк-контейнерного сегмента в большей степени влияет на изменение технологий транспортировки наливных химических грузов. А все они (или большая их часть) уже транспортируются по железной дороге в специализированных цистернах.
При этом говорить, что танк-контейнер выгоднее вагона-цистерны, нельзя, потому что по объёму некоторые цистерны вмещают объём груза более чем два контейнера-цистерны. Контейнеры-цистерны стали набирать популярность в связи с возможностью доставки груза получателю до двери, даже если он не имеет железнодорожных путей.
Танк-контейнеры позволяют доставлять опасные химические грузы более эффективно, в том числе с помощью мультимодальных коридоров, с большей безопасностью и сохранностью. Танк-контейнеры удобны при отправке грузов на экспорт: при перевозке грузов в контейнерах исключаются проблемы размера колеи, поскольку контейнер просто переставляют на другую платформу и он может двигаться дальше.
Что касается привлечения совсем новых грузов, то это скорее незначительный пищевой сегмент.
Если говорить о конкуренции с автомобильным транспортом, то на баланс этих рынков в большей степени влияет рост универсальных контейнеров на железной дороге.

Андрей Куприянов, региональный менеджер CIMC TANK:
– В первую очередь спрос определяют контракты на перевозку одного определённого груза либо группы грузов. Танк-контейнеры сами по себе едва ли привлекут дополнительный объём грузов. Их десятки типов и сотни вариантов.
Как правило, перевозки осуществляются железнодорожными цистернами. Если точки А и Б соединены железной дорогой и имеются соответствующие железнодорожные цистерны, то будут использоваться они. Преимущество танк-контейнеров состоит в том, что их можно довольно быстро получить, изготовить под разные виды грузов, быстро нарастить свой собственный парк и гибко реагировать на изменения на рынке. Если требуется перегрузка на другой вид транспорта или при международных перевозках, то танк-контейнер однозначно выигрывает.
В мире наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на танк-контейнеры – парк танк-контейнеров ежегодно растёт на 8–9%. Если по итогам 2016 года мировой парк составлял 508 тыс. единиц, то уже к концу 2017-го он достиг 552 тыс. штук (+10%). Стоит отметить, что российский спрос отличается от международного. Одна из основных причин спроса на танк-контейнеры в России – нехватка железнодорожных цистерн. Танк-контейнеры можно получить за 3–4 месяца, а если в аренду, то и быстрее.
Танк-контейнеры не вытесняют цистерны, а дополняют: быстрее реагируют на изменения и колебания рынка, позволяют осуществлять доставку туда, где нет железной дороги. Интермодальные возможности танк-контейнеров и являются одним из главных их преимуществ.
 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Андрей Куприянов 18.07.2018 12:19:07
Отмечу с другой стороны, Россия стала закупать массово танк контейнеры под химию всего лет 10 назад.
Если посмотреть на прошедшие годы и как изменилась роль танк контейнеров в России, то однозначно можно дать утвердительный ответ на Вопрос Дня.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31