23 июля 2018 11:45

Грузы всякие важны

Под этим девизом 60 лет трудится коллектив отделения грузовой и коммерческой работы АО «НИИАС».
Первый заведующий отделением грузовой работы А.Т. Дерибас (слева) на вручении знамени отделению, 1975 год
Вам никогда не приходилось перевозить железной дорогой жирафа? А слона? Как сделать, чтобы «пассажир» чувствовал себя комфортно и прибыл в точку назначения живым и невредимым, и не только это, знают специалисты отделения грузовой и коммерческой работы АО «НИИАС». Подразделение образовано 11 июля 1958 года приказом по Всесоюзному научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС), возглавил его кандидат технических наук Андрей Терентьевич Дерибас – учёный, авторитетный специалист в области грузоперевозок. Именно он, свыше двадцати лет возглавлявший отделение, заложил те принципы высочайшей компетентности и инициативы, которые и по сей день живы в коллективе.

Создание отделения как структуры, занимающейся широким кругом проблем организации грузовой и коммерческой работы, было вызвано резким ростом промышленного производства страны, залечившей раны после Великой Отечественной войны и теперь ускоренными темпами созидавшей новую мирную жизнь. Народному хозяйству нужны были миллионы тонн грузов, их ускоренная переработка. И железнодорожный транспорт, как магистральный, так и промышленный, сумел выдержать предложенный ритм. Огромная роль в этом принадлежала отделению грузовой и коммерческой работы.

За время своего существования отделение выполнило большой комплекс научных исследований, получивших широкое внедрение на железнодорожном транспорте СССР и на постсоветском пространстве, которыми в то время руководили доктор технических наук Арнольд Дмитриевич Малов и кандидат технических наук Борис Николаевич Стрекалов. Были разработаны нормативно-правовые и нормативно-технологические документы, создана технология электронного документооборота при грузовых перевозках.

Значительным шагом в развитии явилось создание контейнерной транспортной системы, её автоматизация. Это позволило в разы ускорить оформление, транспортировку и обработку тарно-штучных грузов. Наряду с этим сотрудники отделения вели работы по созданию и внедрению на отечественных железных дорогах рефрижераторного подвижного состава всех моделей и вагонов-термосов, по разработке технологий и условий перевозки скоропортящихся грузов, в том числе в новых видах тары и упаковки.

Компетенции специалистов отделения получили международное признание. Сотрудники отделения начали принимать участие в работе комиссий Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и рабочей группы Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций (КВТ ЕЭК ООН) по вопросам совершенствования «Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (СПС). В этот период отделение существенно упрочило свои позиции на рынке транспортных услуг как головное научно-исследовательское подразделение в области коммерческой работы железных дорог России.

Сотрудники отделения внесли существенный вклад в разработку новых и совершенствование действующих технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах при перевозках во внутригосударственном сообщении, в международном сообщении по Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении. Ими были предложены новые технические решения при создании средств механизации погрузо-разгрузочных работ, в том числе для обеспечения контейнерных и пакетных перевозок, а также вагонных весов. Подлинным прорывом в области автоматизации коммерческих операций стало создание с участием сотрудников отделения Автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, внедрение которой позволило существенно повысить качество грузоперевозок, что особенно актуально в настоящее время.

Как и всякий живой организм, отделение грузовой и коммерческой работы АО «НИИАС» претерпело целый ряд преобразований. Все они были вызваны необходимостью оперативного и квалифицированного реагирования на новые задачи, которые ставились руководством страны перед железнодорожным транспортом.
– В середине 2001 года, – вспоминает кандидат технических наук Татьяна Алексеевна Винокурова, возглавляющая отделение с 1999 года, – в процессе реформирования отрасли нас перевели в ГУП ВНИИАС МПС России, затем в ОАО «НИИАС» (сегодня это АО «НИИАС») под кураторство нынешнего генерального директора института доктора технических наук профессора Игоря Наумовича Розенберга, где продолжилось развитие научной деятельности отделения и укрепление его научных кадров. Упрочился статус отделения как одного из основных экспертов в области технологии и условий перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом. В новом институте удалось модернизировать лабораторную базу для выполнения работ по научно-методическому сопровождению, организации и проведению теплотехнических испытаний (в стационарных и эксплуатационных условиях) опытных и серийных образцов изотермических вагонов и термических контейнеров отечественного и иностранного производства. И теперь, когда вы видите на прилавках магазинов свежие продукты, знайте: в этом есть большая доля труда скромных работников отделения грузовой и коммерческой работы.

Благодаря участию сотрудников отделения на сети железных дорог России в целях повышения безопасности движения и обеспечения сохранности перевозимых грузов были модернизированы или введены в действие 194 Автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов на 110 станциях ОАО «РЖД». Началась разработка и практическая реализация новой концепции развития средств автоматизированной диагностики и контроля подвижного состава и грузов.

За шесть десятилетий в коллективе проработали сотни уникальных специалистов. Их хорошо знают на сети железных дорог России, ближнего и дальнего зарубежья. Всех поимённо перечислить трудно. Но ни одно имя не стало потерянным для истории. По инициативе старейших сотрудников отделения кандидатов технических наук Александра Петровича Дюбко и Евгения Гавриловича Угодина при поддержке руководства АО «НИИАС» была выпущена книга «История отделения грузовой и коммерческой работы». В ней прослежен весь трудовой путь отделения, перечислены все, кто трудился в коллективе, как говорится, и генерал, и рядовой.

Да и есть ли рядовые исполнители в деле, девизом которого стали вынесенные в заголовок слова?!

Александр Прасол




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31