15 ноября 2018 12:08

Из бумаги в «цифру»

В России начинается переход на электронные трудовые книжки

Правительство РФ на заседании 28 июня приняло решение о поэтапном переходе на электронные трудовые книжки. Работодатели получат право оформлять их с 1 января 2020 года. В переходный период компании, в том числе ОАО «РЖД», переводят в электронный вид другие документы, регулирующие трудовые отношения.
Речь идёт о создании базы данных, где будет храниться информация обо всей трудовой деятельности человека, пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев. Заведовать этой базой будет Пенсионный фонд России (ПФР), куда работодатели будут передавать данные о приёме на работу, переводах, увольнениях, образовании работников.

На первых порах компании сами будут решать, переводить трудовую книжку в электронный вид или нет, а вот отказаться от бумажных аналогов без согласия сотрудника будет нельзя, пояснили в Минтруде.

Эксперты отмечают плюсы нового документа. Во-первых, электронная трудовая книжка никогда не потеряется (современные центры обработки данных имеют несколько степеней защиты, а информация копируется на несколько резервных серверов) и не повредится. Во-вторых, россиянам больше не придётся предоставлять данные о своей трудовой деятельности при обращении в государственные или муниципальные органы – всё это уже будет в базе данных. И в-третьих, при исчезновении или банкротстве работодателя и пропаже вместе с ним документов не возникнет проблем с подтверждением стажа, замечает эксперт по кадровому аудиту, соучредитель компании «Кадриум» Евгений Полубояров. Также упростится официальное трудоустройство «на удалёнке».

Тем не менее полностью исключить риск ошибки при оцифровке данных нельзя. «Поэтому каждому работнику нужно дать достаточно времени, чтобы сверить информацию на бумаге и на электронной платформе и при необходимости затребовать корректировку, – считает генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова. – Думаю, что будет разработано мобильное приложение, которое любой сотрудник сможет установить на свой мобильный. Но как минимум будет сайт, подобный nalog.ru или порталу госуслуг, – с личными кабинетами, где можно будет в любой момент проверить информацию».

Мнения самих работников относительно отказа от бумажных трудовых книжек делятся примерно поровну. По данным социологических исследований, которые приводит Минтруд, 49% работающего населения выступают за электронную версию, 51% – против. «Среди молодых работников преобладает выбор в пользу цифрового формата данных – за него выступают 60% работников в возрасте до 35 лет», – отмечают в ведомстве.

Работодателям оцифровка трудовых тоже выгодна, считает Евгений Полубояров. В перспективе можно будет отменить личные карточки работников по форме Т-2, к тому же исключается риск мошенничества работников при трудоустройстве, так как получить трудовую историю сотрудника можно будет в два клика.

О минусах, как считают эксперты, говорить пока рано, так как есть ещё много вопросов по функционированию системы. Так, например, непонятно, какой программный продукт потребуется для работы с системой и кто будет отвечать за её первоначальное наполнение данными. Все эти вопросы власти планируют снять в течение следующего года. «Если теоретически рассмотреть возможные минусы, то это затраты на покупку электронной цифровой подписи и системы электронного документооборота при их отсутствии в компании и временные затраты на первоначальное внесение информации в базу, а при численности компании более тысячи человек они будут существенными», – рассуждает Евгений Полубояров.

При оцифровке трудовых книжек Минтруд учтёт результаты начавшегося этой весной эксперимента по переводу в электронный вид документов, регулирующих трудовые отношения работника, например трудовых договоров, извещений о составных частях заработной платы, оформления отпусков и служебных командировок. Технология апробируется в крупных компаниях, среди которых ОАО «РЖД», Газпромбанк, АВТОВАЗ, РОСБАНК, «Ростелеком», «Мечел», «Северсталь», «Яндекс».

Как пояснили в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД», компания в рамках эксперимента переводит в «цифру» оформление командировок, ознакомление с графиком отпусков и с уведомлением об их предоставлении, информирование о локальных нормативных актах работодателя и извещение о составных частях заработной платы.
«Для подписания приказов и ознакомления работников с документами предусмотрено использование простой электронной подписи в личном кабинете на Сервисном портале работника ОАО «РЖД», – пояснили в департаменте. – В качестве опытного полигона внедрения первой очереди определены два филиала: Главный вычислительный центр и аппарат управления Северной железной дороги».

По итогам эксперимента будут подготовлены информационная справка в Минтруд с оценкой трудозатрат и полученных эффектов от внедрения, описание возможных рисков для компании от введения электронного документооборота и предложения по внесению изменений в трудовое законодательство РФ.

Мария Хлопотина



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв