14 декабря 2018 22:37

«Скиф» преодолел Уральский хребет

На Горьковской дороге подвели итоги опытных поездок нового двухсекционного локомотива 2ЭС5, которые прошли весной. Он справился с самым проблемным участком.
На её южном ходу – магистральном направлении, которое самым коротким путём связывает Москву с Уралом, таких участков со сложным профилем два: это пересечение Уральского хребта и подъём на высокий правый берег Волги на границе Татарстана и Чувашии. Второй из этих участков, перегон Свияжск – Тюрлема, особенно тяжёл и является барьерным местом на маршруте. На нём при повышенном весе поезда приходится применять локомотивы-толкачи.

Южный ход несколько лет назад стал полигоном, по которому тремя секциями электровоза ВЛ80 регулярно водят нечётные тяжеловесные поезда. Проблема преодоления затяжных подъёмов, если её не решать, будет только обостряться, ведь эти локомотивы стареют.

Смогут ли справиться с задачей новые отечественные грузовые локомотивы переменного тока – этот вопрос был одним из главных во время опытных поездок электровозов 2ЭС7 и 2ЭС5.

После испытаний электровоз 2ЭС7 вошёл в инвентарный парк Горьковской дирекции тяги и получил приписку к эксплуатационному локомотивному депо Красноуфимск. Он смог без особого труда преодолеть уральские подъёмы. Убедил и в надёжности: 2ЭС7 обладает автоматической защитой тяговых двигателей от перегрузок, например, в случае серьёзного нарушения режима ведения.

Однако 2ЭС7 не смог взять подъём Свияжск – Тюрлема с составом весом свыше 8300 тонн без подталкивания. «Подталкивание грузовых поездов – технология, заведомо влекущая непроизводительные потери в сфере производительности локомотива и расхода электроэнергии», – отметил главный инженер Горьковской дирекции тяги Владислав Корочкин.

А вот две опытные поездки электровоза 2ЭС5 «Скиф» с грузовыми поездами массой 8010 и 9090 тонн прошли без применения подталкивания на всех лимитирующих участках южного хода дороги. Не было зафиксировано ни одного случая отказа технических средств.

Электровоз 2ЭС5 с самым тяжёлым из этих поездов – массой 9090 тонн – вышел со станции Дружинино. В поезде был вагон – тяговая энергетическая лаборатория Приволжской дирекции тяги, и в общей сложности даже получился незначительный перевес. Поезд без особого труда преодолел лимитирующие подъёмы на Уральском хребте. К самому сложному подъёму Свияжск – Тюрлема он разогнался до скорости 57 км/ч. На 735-м км скорость достигла минимальной отметки – 15 км/ч. С такой скоростью он технически смог продолжать движение и Тюрлему проследовал уже на скорости 41 км/ч.
«Положительный результат определило то, что у электровоза 2ЭС5 двигатель асинхронный, поэтому сверхнизкие скорости для него не критичны, – прокомментировал Владислав Корочкин. – Тяговые двигатели этого локомотива имеют техническую особенность оказывать поддержку друг другу в пути следования в автоматическом режиме. Если один из них развивает излишнюю мощность, то он её отдаёт на другой тяговый двигатель, который в мощности нуждается». Таким образом, отпадает необходимость в серединной бустерной (не имеющей кабин) секции. Недостатками её были бы дополнительный вес и выработка лишних мощностей на участках, где они не требуются.

На электровозе 2ЭС5 есть техническая возможность оборудования системой управления тормозами грузовых поездов повышенного веса и длины СУТП для оптимального равномерного торможения состава с двух сторон. «Вывод: 2ЭС5 – первый двухсекционный локомотив, который можно применять на всём полигоне южного хода нашей дороги при максимальной весовой норме 9000 тонн без подталкивания», – сказал Владислав Корочкин.

Элекровоз 2ЭС5 – пока экспериментальный, поэтому о планах его закупки говорить рано.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв