12 декабря 2018 21:22

География рынков меняется в сторону Азии

Ксения Сухорукова, начальник Управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра при Правительстве РФ

С учётом того, что санкции в отношении России налагаются со стороны США и Европейского союза, следовало бы ожидать, что именно в этих направлениях объёмы и доли российского экспорта в последние годы сократились. Однако данные внешнеторговой статистики демонстрируют, что это не совсем так.

По данным Федеральной таможенной службы России, с 2013 по 2017 год объёмы российского экспорта в страны ЕС сократились с $283,2 млрд до $159,6 млрд. В общем объёме экспорта эта доля упала с 53,8% до 44,7%. Также снизились объёмы экспорта в США с $11,2 млрд до $10,7 млрд. Однако динамика была противоположной, она выросла с 2,1% до 3%. За январь – март 2018 года доли стран ЕС и США в общем объёме экспорта России оцениваются на уровне 48,2% и 2,6% соответственно.

Российские поставщики стараются переключаться с европейских стран на страны Азиатского региона. Вместе с тем отдельные страны Европы сохраняют первые строки рейтинга по объёмам потребления российской продукции. То есть нельзя утверждать, что санкции привели к полному разрыву торговых отношений нашей страны с зарубежными партнёрами, их общее число не снижается. К примеру, в 2013 году ключевыми из них являлись Нидерланды, Италия, Германия, Китай, Турция, Украина. В 2017 году по экспорту позиции сохранили Китай ($38,9 млрд, или 10,9%), Нидерланды ($35,6 млрд, или 10%), Германия ($25,7 млрд, или 7,2%), Белоруссия ($18,4 млрд, или 5,2%), Турция ($18,2 млрд).

Есть несколько способов развития российского экспорта. Один из них – снижение нетарифных барьеров входа на зарубежные рынки для российских поставщиков. Многие рынки несырьевой неэнергетической продукции, в частности продовольственной и растительной продукции, для нас были закрыты из-за фитосанитарных или ветеринарных ограничений. Они снимаются в рамках межгосударственных переговоров. Прорывом в 2017 году стало открытие для российских поставщиков из 49 регионов, включая Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Московскую области, Башкортостан и Татарстан, китайского рынка парнокопытных животных и продукции из них. Эти субъекты были признаны свободными от ящура без вакцинации.

Китайский рынок является привлекательным для российских экспортёров по объёмам. По данным Министерства сельского хозяйства США, Китай является второй страной мира по объёмам импорта говядины, в 2017 году – более 8 млн тонн.

Вторым механизмом является развитие новых сфер экспорта услуг.

Речь идёт в том числе о туристических, медицинских, образовательных, транспортных услугах и в сфере IT. Они довольно привлекательны для иностранных потребителей по ряду причин. Во-первых, за счёт более низкой сравнительной стоимости из-за девальвации рубля. Во-вторых, ценным является высокий профессионализм и уникальные технологии, к примеру, в сфере медицины. По планам правительства, к 2024 году ежегодный объём российского экспорта услуг должен вырасти до $100 млрд.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв