15 ноября 2018 15:29

Музей на рельсах

Раритеты «Паровозного депо Подмосковная»

«Поезд Победы» с двумя сцепленными вместе паровозами П36 совершил свой традиционный рейс 9 Мая с Рижского вокзала до платформы Дубосеково. Оба паровоза приписаны к уникальной паровозной колонне Московской железной дороги, базирующейся в Музейно-производственном комплексе «Паровозное депо Подмосковная», и работают на МЖД наравне с современными локомотивами каждый день.
Серия паровозов П36 выпускалась с 1953 по 1956 год, когда было принято решение о прекращении выпуска паровозов и переходе на электрическую и дизельную тягу.

Паровоз П36-0027 отличается нехарактерной синей ливреей – в такой цвет были раскрашены вагоны фирменного поезда «Красная стрела» до 1962 года. Паровоз был произведён в 1954 году на Коломенском заводе и водил «Красную стрелу». Затем, за исключением краткого перерыва с 1986 по 1991 год, когда он стоял в качестве памятника в депо Москва-Пассажирская Октябрьской дороги, паровоз постоянно эксплуатировался на Северной, Забайкальской и Октябрьской дорогах. В 2013 году он был передан в депо Подмосковная и теперь работает на рейсах «РЖД-Тур», а также с туристическим экспрессом «Золотой орёл» на маршруте Москва – Владивосток.

Второй локомотив, П36-0120, до 1984 года эксплуатировался в депо Орша (Беларусь), а с 1984 по 2013 год был экспонатом в депо Им. Ильича. Однако после ремонта он вернулся в строй и снова водит поезда, в том числе и «Золотой орёл».

П36 используется в качестве локомотива «Поезда Победы» из-за своей конструкционной скорости – 125 км/ч, то есть наравне с «Ласточками». Это самый скоростной паровоз в депо Подмосковная.
Кстати, украшать паровозы к праздничному рейсу в депо каждый год приезжают добровольцы.
«Сохраняя эти паровозы в рабочем состоянии, мы даём возможность людям сегодняшнего дня «пощупать руками» историю нашей страны, почувствовать её, – говорит машинист «Поезда Победы» Валентин Фёдоров. – Без этого трудно понять, например, что паровозы того времени были высшим достижением инженерной мысли».

Кажется, что XX век на станции Подмосковная так и не начался: деревянные станционные строения в стиле русского дачного модерна, построенная в 1901 году и действующая до сих пор водонапорная башня, угольный бункер, поворотный круг и локомотивное депо, из которого выглядывают носы полностью рабочих паровозов.

В 2015 году станционные строения были восстановлены, в них открылся музей, воспроизводящий интерьеры и обстановку станции начала XIX века, что превратило Подмосковную в уникальный комплекс – это одновременно и музей, и действующее локомотивное депо.

Здесь с 2011 года базируются паровозы локомотивной колонны ТЧ-18.

До этого ремонтом паровозов занимались в Рославле (Смоленская обл.), почти в 400 км от Москвы. Оттуда они выдвигались на разовые поездки. Гонять тихоходные паровозы на такое расстояние туда и обратно было неудобно. Кроме того, ООО «РЖД-Тур» (дочернее общество АО «Федеральная пассажирская компания») начало организовывать из Москвы туры на ретропоездах на паровозной тяге.

В 2016 году в депо прибыл из Рославля самый старый из сохранившихся в России паровозов: первый маневровый танк-паровоз Ь-2012, построенный в 1897 году на Коломенском заводе. Он был выпущен для работы на Владикавказской железной дороге. В 1945 году поступил в депо Рославль, где работал до 1969 года. В 1984 году был установлен как памятник недалеко от депо. В Санкт-Петербурге паровоз был восстановлен силами коллектива «ЖД Ретро-Сервис». В сентябре 2017 года его продемонстрировали публике на VI Международном железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» на ЭК ВНИИЖТа в Щербинке. Сейчас паровоз используется по праздникам и для киносъёмок.

Руководить колонной ТЧ-18 в должности машиниста-инструктора назначили опытного машиниста Ивана Ивановича Стовбуна. Тогда же было подписано соглашение по ремонту паровозов с Центральной дирекцией тяги и ООО «ЖД Ретро-Сервис». Сейчас в колонне числятся 14 локомотивов, служат 11 машинистов, их 11 помощников и 11 кочегаров.

Ремонт и обслуживание паровозов производится в депо точно на таком же оборудовании, как и в те времена, когда паровозы были основой тяги на железной дороге. Депо оборудовано раритетными станками – кузнечными, сверлильными и фрезерными. Все они отлично работают по настоящее время. По словам Ивана Стовбуна, раньше была проблема с запчастями, но сейчас она решена благодаря слаженному коллективу «ЖД Ретро-Сервис», который производит редкие запчасти своими силами, а те, которые сложно делать в условиях депо, заказываются на заводах.

Иван Стовбун рассказывает: «Подготовка паровоза к рейсу занимает 5–6 часов, поэтому локомотивы, находящиеся в эксплуатации, мы держим в рабочем состоянии, чтобы не тратить времени на подготовку. Паровозными бригадами выполняется ежемесячно примерно 10 рейсов с «РЖД-Тур» плюс ежегодные поездки «Поезда Памяти» на 9 Мая, на День железнодорожника и выезды на выставку «Экспо 1520».

Паровозы выполняют не только «представительскую» работу, но и ежедневно участвуют в вывозном, хозяйственном и пассажирском движениях, а также в маневровой работе. «Машинисты не должны забывать навык вождения поездов и обслуживания паровоза, помощникам надо приобретать практические навыки, – говорит Стовбун, – а маневровая и поездная работа – это самый лучший способ тренировки».

Лев Кадик
Фото Сергея Гусева/Пресс-служба ОАО «РЖД»






Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв