22 июня 2018 02:44

Эффект новых технологий

Дмитрий Черненок, советник Управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра при Правительстве РФ

Считается, что применение цифровых технологий позволяет как минимум снизить временные затраты, а также расходы. Однако не для всех участников рынка развитие электронных технологий ведёт к оптимизации деятельности. Например, не все грузоотправители (скажем, мелкие компании, впервые пользующиеся услугами железнодорожного транспорта) имеют электронную цифровую подпись. При оформлении перевозки они прибегают к услугам экспедиторов, что увеличивает транспортные издержки в конечной стоимости товаров.

Поэтому к внедрению IT-решений нужно подходить с осторожностью, так как не все участники рынка готовы к новым возможностям и переменам и не все могут финансово позволить себе оперативно перейти на использование современных цифровых средств.

В качестве удачного примера цифровизации можно привести пассажирские перевозки в дальнем следовании. В 2007 году, когда только появилась возможность электронной регистрации пассажиров, услугой воспользовались лишь 280 тыс. пассажиров в год – 0,2% от общего объёма, а спустя 10 лет, по итогам 2017 года, количество оформленных в Интернете проездных документов на поезда дальнего следования достигло 52,7 млн единиц. За этот период появилась возможность оформления электронных проездных документов при отправлении со всех станций сети РЖД, расширился перечень услуг, которые возможно оформить удалённо: перевозка маломобильных граждан, перевозка автомобилей, перевозка багажа весом до 200 кг, отслеживание возврата средств за неиспользованный билет. Стали редкостью огромные очереди в кассы, что даёт возможность оптимизации пространства вокзальных залов. Это колоссальный успех, но процесс длится уже 10 лет, а простора для расширения – уйма.

В сегменте грузовых перевозок можно отметить положительный эксперимент на погранпереходе Забайкальск, где в 2016 году введена система предварительного электронного декларирования, что позволило снизить сроки доставки контейнерных грузов в Китай и из Китая за счёт сокращения времени на таможенные процедуры – с двух суток до 2–3 часов.

При этом цифровизация процессов управления железнодорожными перевозками позволяет получить значительный экономический эффект. Например, для сокращения потребления электроэнергии холдинг «РЖД» в рамках программы «Цифровая железная дорога» планирует внедрение системы автоведения и интеллектуальных систем управления движением. В свою очередь, производители железнодорожной техники и оборудования предлагают интеллектуальные системы диагностики, которые также позволяют достичь значительного финансового эффекта и вдобавок повысить качество и надёжность работы своей продукции.

Оценивая новую тенденцию – появление информационного хаба в структуре транспортной компании, – стоит учитывать, что в нашей стране исторически сложилось так, что перевозчик является агрегатором большого объёма первичных данных. Начиная от общедоступные данных, по объёмам перевозок и грузооборота, до узконаправленных – количество отцепок, локальное местонахождение подвижного состава, средний возраст подвижного состава (вагонов и локомотивов) и т.д. К вопросу распространения аналитических сведений нужно подходить взвешенно, так как операторский рынок, вагоностроение и ремонт уже долгое время живут в конкурентной среде и предоставление излишнего объёма данных может быть механизмом предоставления инсайдерской информации о деятельности конкурентов, что подразумевает неравные конкурентные условия для участников рынка.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30