20 сентября 2018 14:20

Сегмент в цене

Крытые вагоны догоняют «универсалов»

Ставки на предоставление крытых вагонов показывали стабильный рост на протяжении прошлого года. В текущем тенденция сохранилась, цены достигают уже 1,3 тыс. руб. в сутки. Участники рынка объясняют рост цен увеличением затрат на порожний пробег, существенным удорожанием услуг вагоноремонтных предприятий и другими факторами.
Для сравнения: ставки аренды на типовые полувагоны в марте-апреле текущего года составили 1,65 тыс. руб. в сутки. При этом, как утверждается в «Обзоре железнодорожного рынка» ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК), в ближайшее время ожидается коррекция цен в связи с постепенным насыщением рынка новым подвижным составом.

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александр Слободяник сообщил «Гудку», что в текущем году продолжился тренд по росту ставок предоставления и аренды крытых вагонов – в прошлом году ставки аренды крытых вагонов выросли примерно на 40%, а по итогам четырёх месяцев текущего года рост составляет около 15%.
«В ряде случаев ставки превышают 1,3 тыс. руб. в сутки. Рост ставок на крытые вагоны связан с сокращением их парка на сети при увеличении грузовой базы. Так, если с 2015 по 2017 год парк крытых вагонов сократился на 16,8% – до 57,1 тыс. единиц, то объём перевозки грузов в крытых вагонах за аналогичный период вырос на 8,2%, что привело к значительному сокращению свободного парка для осуществления перевозок», – рассказал Александр Слободяник.

Кроме того, отмечает аналитик, в ближайшие годы ожидается массовое списание крытых вагонов, которое может превысить 7 тыс. единиц. В краткосрочной перспективе стоит ожидать дальнейшего увеличения ставок аренды и предоставления крытых вагонов.
«Проведённый нами анализ показал, что средняя ставка на предоставление крытого вагона по итогам четырёх месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным показателем на конец 2017 года увеличилась в среднем на 5%, – подчеркнул начальник Департамента по перевозкам грузов в крытых вагонах АО «Федеральная грузовая компания» Денис Катков. – Данный рост обусловлен увеличением затрат на порожний пробег, связанных с индексацией железнодорожных тарифов, а также с изменением курса доллара по отношению к рублю по экспортным отправкам через сухопутные погранпереходы. Стоит отметить, что в настоящее время в целом на рынке перевозок в крытых вагонах наблюдается небольшой профицит, который, впрочем, в высокий сезон перевозок может смениться локальным дефицитом вагонов. Это, в свою очередь, может оказать влияние на динамику ставок вагонов».

В АО «Первая грузовая компания» (ПГК) рост стоимости аренды крытых вагонов с начала года оценили на уровне 10%.
«На увеличение ставки главным образом повлияли индексация грузовых железнодорожных тарифов и существенное повышение стоимости услуг вагоноремонтных предприятий», – отметила пресс-секретарь ПГК Ольга Семёнова.

Одним из драйверов повышения ставок стал рост погрузки чёрных металлов на сети РЖД. Только за март 2018 года рост этого показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 14,3% – 7,2 млн тонн, достигнув рекордного результата за последние 10 лет для данного месяца, говорится в «Обзоре железнодорожного рынка» ОВК. Всего за I квартал 2018 года по железной дороге отправлено 19,8 млн тонн чёрных металлов, что на 10,8% выше прошлогоднего показателя.
«Перевозки увеличились как на внутренних, так и на внешних направлениях, – рассказала начальник аналитического отдела ОВК Лейсана Коробейникова. – На российском рынке растёт потребление листовой стали (+20%), чугуна (перевозки в марте прошлого года почти не осуществлялись), стальных труб большого диаметра (+65%) и слябов (+6%). В ПАО «Северсталь» по-прежнему ожидают увеличения спроса на сталь на 2,6% в 2018 году вслед за ростом ВВП и восстановлением российской экономики. Экспорт вырос в Польшу (поставки почти не осуществлялись в прошлом году), США (+75%) и Италию (в полтора раза). Однако из-за введённых в конце марта пошлин экспорт в США может сократиться в ближайшее время. По оценке Группы компаний Evraz, влияние пошлин немного нивелировалось ростом спроса на сталь на американском рынке – в опасении полного закрытия импорта потребители поспешили пополнить запасы. Вместе с тем руководство ГК надеется, что её продукция будет исключена из перечня, подпадающего под действие пошлины. Для этого американское подразделение Evraz подало необходимое обращение в соответствии с существующей в США специальной процедурой».

Эксперт также отметила, что в среднесрочной перспективе перевозки чёрных металлов железнодорожным транспортом будут расти на фоне восстановления внутреннего спроса, а также за счёт развития экспорта.

Представители «Северстали», Evraz, объединённой компании «РУСАЛ», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», «СИБУР Холдинг» и «Мечел» не смогли прокомментировать предложенную тему.

Константин Мозговой



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30