10 декабря 2018 23:03

Пассажирам определили маршрут

Увеличивающийся объём инвестиций направлен на реализацию крупных инфраструктурных проектов МЖД

На столичной магистрали по инициативе Издательского дома «Гудок» 2 апреля состоялся круглый стол на тему «Развитие Московского железнодорожного узла: инвестиции, проекты, влияние на пассажирские и грузовые перевозки». В работе форума приняли участие начальник МЖД Владимир Молдавер и главный редактор «Гудка» Алексей Харнас.
На Московской дороге уникальна по масштабам работа пассажирского комплекса
Более 91 млрд руб. инвестиций компании ОАО «РЖД» будет направлено в 2018 году на развитие новых технологий на Московской железной дороге, строительство и модернизацию, приобретение нового подвижного состава. Об этом на «круглом столе» сообщил Владимир Молдавер.

В 2018 году на столичной магистрали будут осуществляться крупные инфраструктурные проекты «Московские центральные диаметры», ВСМ Москва – Казань, интеграция МЦК с радиальными направлениями. Для грузовой работы важнейшим станет усиление сонковского хода для транзитного грузового движения из восточных регионов России на северо-запад, в сторону портов на Балтике. Предстоит масштабное обновление подвижного состава. Будет приобретено 30 новых электропоездов «Ласточка», шесть поездов постоянного и переменного тока, 51 локомотив, включая магистральные тепловозы. Более 6 млрд руб. будет инвестировано в модернизацию хозяйств пути, СЦБ, энергетики, отметил исполняющий обязанности начальника инвестиционной службы МЖД Кирилл Ясненко.

Напомним, что развитие Московского железнодорожного узла ещё в 2012 году признано одним из семи приоритетных инфраструктурных проектов ОАО «РЖД». Учитывалось, что на тот момент развитие Мосузла из-за хронического недофинансирования отставало от требований времени. Так, последняя новая линия значительной длины на МЖД была открыта в 1989 году – и это была 69-километровая однопутная хорда Узуново – Рыбное, соединившая павелецкое и рязанское направления за пределами Большого кольца МЖД (обход Москвы с юга).

Понимая необходимость принять прорывные меры для увеличения пропускной способности Московского железнодорожного узла, правление компании и правительство Москвы в 2012 году запланировали выделить на развитие Мосузла в период до 2020 года в общей сложности более 300 млрд руб. (без учёта затрат на сооружение ВСМ Москва – Казань), закупить подвижной состав на 63 млрд руб. Планировалось построить в Мосузле до 2020 года 226 км новых железнодорожных путей, а также капитально реконструировать, а по сути отстроить заново 54-километровое Московское центральное кольцо.

В настоящее время запланированные объёмы строительства по всем направлениям на МЖД частично выполнены, остальные идут по графику. Хотя, например, сооружение четвёртого главного пути на участке от Белорусского вокзала до Одинцово в намеченные сроки требует дополнительных инвестиций. Капитальный ремонт и обновление инфраструктуры позволили расширить популярную у пассажиров программу «Дневной экспресс», благодаря скорости и комфорту были привлечены пассажиры с других видов транспорта, сгенерирован новый, ранее не существовавший пассажиропоток.

Фактически финансовые вложения компании и государства в развитие Мосузла выполнялись в опережающем объёме. Только сооружение МЦК и сопутствующей инфраструктуры, включая транспортно-пересадочные узлы, в 2012–2018 годах потребовало более 200 млрд руб. совокупных инвестиций. Но теперь для всех очевидно, что «в железного коня корм», а достигнутый результат превзошёл ожидания. В сентябре 2017 года распоряжением правительства России в уставный капитал ОАО «РЖД» направлен целевой взнос в размере 13,15 млрд руб., из которых 9,41 млрд руб. пойдёт на строительство новых остановочных пунктов на МЖД, усиление и интеграцию перспективного савёловского направления и МЦК. В феврале 2018 года гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозёров объявил об увеличении инвестпрограммы холдинга ещё на 3 трлн руб., из которых 670 млрд направлены на модернизацию участка смоленского направления Москва – Красное длиной 487 км – для организации скоростного движения.

В ходе дискуссии, состоявшейся на «круглом столе», отмечалось, что через один из крупнейших в мире Московский транспортный узел ежедневно курсируют более трёх тыс. пригородных и пассажирских поездов и более двух тыс. грузовых поездов.

Уникальна по масштабам пассажирская работа дороги, как подчеркнул начальник технологической службы МЖД Владимир Бродский. Только за два месяца 2018 года со всех вокзалов и остановочных пунктов на полигоне дороги отправлено 108 млн пассажиров, что на 6,2% превышает показатель соответствующего периода прошлого года. В пригородном сообщении отправлено 104,8 млн пассажиров (+ 6,1%). Заметный рост наблюдается в дальних пассажирских перевозках – теперь это 3,3 млн человек, что на 8,9% больше, чем год назад.

Ежесуточно в Мосузле курсируют 1413 пар пригородных электропоездов. Пассажирских поездов на МЖД в настоящее время 238 пар. Самыми интенсивными направлениями являются ярославское (238 пар пригородных и 35 пар пассажирских в сутки), казанское (152 и 62 пары соответственно), савёловское (145 пар пригородных электропоездов).

Что означают эти цифры? По прогнозным расчётам аналитиков, эффективное освоение крупномасштабных инвестиций, подобных которым Московская магистраль ранее не знала, даст возможность увеличить объём внутригородских и пригородных перевозок в Мосузле к 2025 году до 1 млрд человек в год. Интервал движения электричек на всех радиальных направлениях с нынешних 5–8 мин. должен уменьшиться до 3 мин., подобно интервалам метрополитена. Станции подземки, МЦК и радиальных направлений железной дороги в Москве будут расположены таким образом, что практически из любой точки города до ближайшего остановочного пункта окажется не более 1–2 км, то есть в пешей досягаемости.

Начальник службы технической политики МЖД Владимир Лепилин в своём выступлении, в частности, отметил, что около 80% грузовых перевозок на МЖД составляет транзит. Это позволяет назвать Московскую магистраль настоящей «фабрикой» переработки вагонопотоков.

В соответствии с концепцией развития Мосузла и специализацией ходов следование транзита осуществляется в обход Москвы по наиболее оптимальным маршрутам. Так, в связи с переизбытком транзитного движения по маршруту Черусти – Александров намечено провести усиление и построить второй главный путь на всём протяжении участка северного обхода Орехово-Зуево – Александров – Дмитров – Савёлово – Сонково. В настоящее время два главных пути по савёловскому радиусу проложены только до Дмитрова. После модернизации же на участке Дмитров – Савёлово – Сонково предполагается увеличить пропуск грузовых поездов с 5 до 20 в сутки, подчеркнул начальник Московской дирекции управления движением Сергей Кобзев.

Отвечая на вопрос модератора «круглого стола», главного редактора газеты «Гудок» Алексея Харнаса, Сергей Кобзев пояснил, что намеченная электрификация соединительных ветвей Малого кольца даст возможность организовать движение транзитных контейнерных поездов по третьему главному пути МЦК, что значительно сократит расстояние и ускорит доставку груза.

Как свидетельствует прогноз грузопотоков, объём переработки грузов в контейнерах на объектах транспортно-логистической инфраструктуры Московского региона ожидается на уровне 9 млн т к 2020 году и 11 млн т к 2025-му. Для обслуживания этих грузопотоков в Мосузле, сообщил участникам «круглого стола» Владимир Бродский, создаётся «грузовой каркас», в который вошли новые терминально-логистические центры (ТЛЦ). Они примыкают к железнодорожным станциям как в Москве, так и в ближайшем Подмосковье. Это станции Белый Раст, Ховрино, Кунцево-2, Москва-Товарная-Ярославская. На станции Люблино под ТЛЦ задействована обширная территория Люблинского литейно-механического завода. На южном и юго-западном направлениях функционируют ТЛЦ «Усады» (FESCO) на станции Усады-Окружные и ТЛЦ «Фрейт Вилладж Калуга» на станции Ворсино. Недавно принял первый контейнерный поезд новый ТЛЦ «Восточный» на станции Электроугли.

В целом же объёмы перевозимых грузов на территории Москвы и Московской области увеличатся, по прогнозам, до 291,1 млн т к 2020 году и 311,5 млн т к 2025 году. Чтобы освоить такие объёмы, необходимо обеспечить следование транзитных грузопотоков по наиболее оптимальным с позиций технической и технологической эффективности маршрутам. Предстоит также усовершенствовать технологию работы с клиентами. Среди наиболее перспективных форм – электронные торговые площадки, в основе которых лежит модель цифровой железной дороги.

Более полутора лет развивается пассажирское движение на Московском центральном кольце (МЦК). За время эксплуатации кольца новый вид транспорта полюбился людям, перевезено уже более 167 млн пассажиров, в среднем за сутки более 300 тыс. человек. Сейчас на МЦК курсируют 177 пар (36 составов) электропоездов «Ласточка» в сутки. К концу 2018 года должно быть завершено строительство всех транспортно-пересадочных узлов на МЦК и таким образом достигнута полная интеграция кольца с радиальными направлениями, рассказал первый заместитель начальника Московской региональной службы развития пассажирских сообщений и доступа к инфраструктуре Виталий Проплёткин.

Учитывая превзошедший все ожидания успех МЦК у пассажиров, намечено сократить интервалы в часы пик ещё на минуту, с нынешних пяти до четырёх.

На Московской магистрали ведутся систематические работы по модернизации инфраструктуры на радиальных направлениях. Продолжается развитие ярославского, горьковского, курского, смоленского и павелецкого направлений, начато проектирование киевского направления. Почти всюду предусмотрено строительство новых главных путей с целью увеличения пропускной способности, для удобства пассажиров откроются новые остановочные пункты.

Сегодня внимание пассажиров приковано к проекту «Московские центральные диаметры», предложенному в ноябре 2017 года генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым и мэром Москвы Сергеем Собяниным и одобренному президентом России Владимиром Путиным. На первом этапе проект включает 52-километровую линию МЦД-1 Одинцово – Лобня и 80-километровую линию МЦД-2 Подольск – Нахабино. Пригородное сквозное сообщение на этих направлениях существовало и раньше, но оно было нерегулярным. Отличием же сервиса МЦД станет интенсивное тактовое движение комфортабельных городских электропоездов и максимальная интеграция через пересадки и единый билет с метрополитеном и наземным транспортом, пояснил начальник столичной дирекции управления движением Сергей Кобзев.

МЦД-1 будет сформирован на основе смоленского и савёловского направлений и двухкилометрового участка Алексеевской соединительной ветви между Белорусским и Савёловским вокзалами. Всего на линии будет 27 остановочных пунктов, включая 24 ныне существующие. К ним добавятся три новых – Славянский бульвар, Дмитровская, Петровско-Разумовская, все с пересадкой на метро. После запуска в 2019 году линии на ныне существующей инфраструктуре интервал тактового движения составит 15 мин., время хода по всему маршруту 1 час 20 мин. При этом сохранятся и будут вписаны в график между выделенным тактом существующие более дальние электропоезда, аэроэкспрессы, региональные экспрессы и пассажирские поезда. Обслуживать новую городскую линию будут 18 электропоездов «Иволга» (с учётом ТО и резерва – 22 единицы). Этот подвижной состав уже успешно эксплуатируется на линии Москва – Ново-Переделкино.

МЦД-2 сформирован на основе курского и рижского направлений, а также участка Алексеевской соединительной ветви между Курским вокзалом и станцией Москва-Рижская. Всего на линии будет 38 остановочных пунктов, к 31 существующему добавятся семь новых – это Остафьево, Печатники, Новохохловская, Марьина Роща, Щукино, Волоколамская, Павшинская пойма. Вначале, при нынешней инфраструктуре, электропоезда будут двигаться с 12-минутным интервалом, время хода по всему маршруту 1 час 56 мин. В график будут вписаны также дальние пригородные поезда, экспрессы до Шаховской, Серпухова, Тулы, пассажирские поезда. Линию станут обслуживать 22 состава в обороте (с учётом ТО и резерва понадобится 27 составов). Строительство в перспективе двух выделенных главных путей на МЦД-1 и МЦД-2 даст возможность в дальнейшем сократить межпоездные интервалы городских электропоездов до 6–12 мин.

Интенсивность курсирования по Московским центральным диаметрам обуславливает движение грузовых поездов на этих участках только в ночное время – с 0.30 до 5.30.

Современный пассажирский пересадочный узел строится на смоленском направлении близ Инновационного центра «Сколково». Здесь уже делают остановку 83 пары пригородных электропоездов в сутки.

В 2018–2019 годах должно начаться строительство ВСМ Москва – Казань, 120 км которой пройдёт в пределах полигона МЖД. По планам, к 2021 году должно начаться высокоскоростное движение от Москвы до Нижнего Новгорода. В дальнейшем ВСМ будет продлена до Китая, что откроет возможность трансконтинентальных скоростных контейнерных перевозок за три дня в пути. В перспективе – строительство ещё трёх ВСМ от столицы в направлении Сочи, Санкт-Петербурга, Берлина.

МЖД – дорога прежде всего пассажирская. Поэтому уместно напомнить: с учётом растущего пассажиропотока в Мосузле проведена реконструкция и технологический ввод ряда московских вокзалов. Часть их тем не менее всё же нуждается в разгрузке, для чего в Москве создаются зонные станции, – первая из них, Карачарово, должна быть открыта уже через год. А для первой в России ВСМ, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, планируется построить новый вместительный вокзал-терминал в районе станции Каланчёвская. Всё это в совокупности создаст совершенно новое качество транспортной доступности в Московском регионе.

Игорь Ленский




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Выбор редакции

Летний призыв