11 декабря 2018 16:05

Квант знаний

На развитие сети детских технопарков «Кванториум» в федеральном бюджете на этот год заложено 2 млрд руб. Во вторник стало известно, что правительство предлагает выделить дополнительно ещё 1 млрд руб. Почему это не расходы, а инвестиции, по какому пути идут «Кванториумы» и как они будут решать приоритетные для промышленности задачи, «Гудку» рассказала генеральный директор Федеральной сети детских технопарков «Кванториум» Марина Ракова.
Марина Ракова, генеральный директор Федеральной сети детских технопарков «Кванториум»
В случае с РЖД решено создать квантум, ориентированный на решение задач железной дороги
– Идея создания «Кванториумов» возникла у АСИ в 2015 году. Что удалось сделать за это время и какие планы на будущее?
– В 2015 году мы начинали с трёх технопарков в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Республике Татарстан. Сегодня наша сеть охватывает 37 субъектов РФ, в которых функционирует 51 площадка. Каждый регион выбирает не менее пяти направлений – квантумов, наиболее интересных и близких его экономике. Соответственно, в Набережных Челнах, где расположено основное производство КамАЗа, ведущим является автоквантум, в подмосковном Королёве – космоквантум, а в моногороде Благовещенске – наноквантум СИБУРа.
Сегодня в детских технопарках «Кванториум» на постоянной основе занимаются более 60 тыс. детей, около 500 тыс. охвачены мероприятиями, которые проводит федеральная сеть. К 2025 году «Кванториумы» будут присутствовать в каждом крупном городе во всех регионах. Количество обучающихся составит 600 тыс., а всего в мероприятиях будут задействованы порядка 5 млн детей.

– Какие задачи стоят перед «Кванториумами»?
– Основная задача сети – это формирование нового типа мышления у обучающихся. Соответственно, результат нашей деятельности несколько отсрочен. Однако через 7–10 лет, когда сегодняшние «кванторианцы» станут молодыми специалистами, обладающими компетенциями видеть весь цикл проекта от зарождения идеи до финального результата, умеющими эффективно работать в команде, ставить себе цели и креативно подходить к решению новых задач, тогда мы поймём, что наша цель достигнута. Это и станет новой точкой роста экономики России, которая позволит вывести её в лидеры на мировом уровне.

– Предполагается, что «Кванториумы» должны работать в тесной связке с промышленностью. Как выстроено это взаимодействие?
– Мы всегда и везде делаем акцент на том, что обучающиеся у нас решают реальные технологические задачи и у каждого изобретения обязательно должно быть прикладное значение. В этом, конечно, помогает партнёрство с промышленным сектором.
«Кванториум» получает реальную задачу от предприятия. Далее, по технологии, которой мы обучаем на наших образовательных сессиях, эта задача «упаковывается» в технологические кейсы, затем они попадают непосредственно к инженерным командам, состоящим из наших обучающихся. В идеале дети создают разработку, которая реально используется на производстве. Конечно, зачастую сотрудники предприятия модифицируют и дополняют детские решения, приспосабливая их к реалиям промышленности и производства, но главное, что в основе всё равно лежит технология, придуманная и воплощённая ребёнком.
Так, например, в Томске «кванторианцы» помогают сотрудникам МЧС мониторить заторы рек с использованием коптеров, в итоге появляется ещё и немаловажная социальная составляющая, которая есть во многих наших проектах. Отличный пример есть в Калининграде: на комбинате янтарь сортировался вручную, и там хотели это автоматизировать. Ребята из калининградского технопарка собрали команду и разработали устройство, которое комбинат будет внедрять, потому что с ним КПД увеличился в 50 раз. Такое взаимодействие интересно предприятию, поскольку у детей часто бывает свежий взгляд на вещи, они не боятся пробовать то, о чём взрослые сказали бы: «Ну, это не сработает». В итоге оказывается, что работает, и ещё как! Ну а детям важно осознавать, что их идеи уже сейчас работают и используются на реальном производстве и что они – равноправные участники этого диалога.

– Для создания таких проектов, наверное, требуется специальная подготовка детей, но ведь не у всех она есть. Кто может учиться в «Кванториумах»?
– Детские технопарки «Кванториум» открыты для всех – на занятие может записаться любой заинтересованный ребёнок. Разумеется, уровень подготовки у всех разный, и педагогам необходимо работать одновременно и с новичками, и с детьми, имеющими какие-то навыки по направлению. Крайне важно уметь развивать hard skills «нулевого» школьника, не давая скучать опытному, – этому уделяется большое внимание при подготовке наставников на образовательной сессии.
Используемая нами кейсовая система позволяет погрузить ребёнка в инженерную среду с первых уроков, при этом каждый обучающийся сможет реализовать кейс на своём уровне. Кроме того, большинство кейсов предполагает командный подход – сильные стороны одного участника будут вытягивать другого. Наставники имеют все необходимые методические материалы для работы с разноуровневыми детьми и грамотно координируют процесс.

– Расскажите поподробнее об образовательной сессии для наставников.
– Дважды в год мы проводим образовательную сессию для будущих преподавателей, методистов и директоров технопарков. Цель этой сессии – погружение педагогических коллективов региональных технопарков в содержание и идеологию проекта, освоение методологии организации учебного процесса, формирование единой стратегии сети и, конечно же, обучение педагогов. На сессии обучение включает как работу по софтовым компетенциям – проектной командной работе, использованию технологий SCRUM (это универсальная система управления проектами, которая позволяет при минимальной затрате ресурсов получать необходимый эффект), ТРИЗ-технологиям (это технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. – Ред.), педагогическому сценированию, так и по хардам – умению работать на оборудовании и развитию профессиональных компетенций по своим навыкам. По окончании образовательной сессии участники выполняют домашнее задание, включающее в себя разработку собственного педагогического сценария и кейса, которые оценивают наши федеральные тьюторы, и на его основании рекомендуют педагога к работе в технопарке.
Далее мы осуществляем непрерывное сопровождение педагогов в режиме еженедельных вебинаров с обязательной проработкой методик преподавания, обсуждением подходов к реализации проектной деятельности, новостей отрасли и пр. Лучшие педагоги участвуют в следующих образовательных сессиях уже в качестве сомодераторов и модераторов.

– Как выстроено обучение в «Кванториумах»?
– На вводном модуле – обычно это первые 72 часа – дети знакомятся с оборудованием квантума, получают базовые навыки, реализуют несложные проекты. У каждого формируется понимание, чем бы он хотел заниматься углублённо: изучить тот или иной язык программирования на более продвинутом уровне, собрать усовершенствованного робота или научиться снимать панорамные видео с использованием коптера. В зависимости от предпочтений образуются проектные команды, каждый член которых «прокачивает» необходимые навыки, параллельно овладевая технологиями гибкого управления проектами – agile-методами, в частности, активно применяется методика SCRUM.

– Согласно принятому стандарту детского технопарка «Кванториум» обязательным является принцип дуальности образовательного процесса. Почему он так важен?
– Сам принцип дуальности заключён в том, что теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. У каждого детского технопарка «Кванториум» ещё до момента открытия есть предприятия-партнёры, которые готовы уже со школьной скамьи привлекать детей к реальным производственным задачам.
«Кванториум» уникален тем, что имеется HI-TECH-цех с современным оборудованием, которое используется в том числе на предприятиях-партнёрах, позволяет проводить в нём практику на реальных проектах и задачах. Кроме того, на территории предприятия создаются учебные рабочие места, которые могут отличаться от обычного наличием виртуального симуляционного оборудования.
Важнейший компонент – наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. И тут важный фактор – мы стремимся и добиваемся того, что наставниками детей в наших технопарках являются инженеры и сотрудники реальных предприятий. Например, в городе Королёве почти половина преподавателей – работники «Роскосмоса», и это не единичный случай.

– А если проект нельзя отнести к какому-то одному направлению? И как насчёт сотрудничества нескольких технопарков, такое возможно?
– Одна голова хорошо, а две лучше. Там, где один человек упрётся в потолок, другой сможет найти оригинальное решение проблемы, а в синергии они смогут создать нечто качественно новое. Аналогично и с межрегиональными проектами: в каждом регионе есть своя специфика, свой взгляд на одни и те же вещи. Безусловно, это обогащает проектную деятельность.
Что касается межквантумных проектов: мы ведь очень редко сталкиваемся с «чистыми» материями. Например, создание робота-уборщика для дома потребует как участия IT-квантума, где запрограммируют его начинку, так и промдизайна, где помогут сделать эргономичную и стильную оболочку, и, конечно, не обойдётся без участия HI-TECH-цеха, где, собственно, будет происходить обработка деталей и сборка. В связи с этим межквантумные проекты очень актуальны и близки к реальному миру.
Одним из ярких примеров межквантумного и межрегионального взаимодействия является проект «Дальневосточный гектар», над которым трудятся учащиеся наших технопарков из Москвы, Чебоксар и Барнаула. Как вы знаете, владельцы гектаров должны представить способы получения на них биопродукции – в противном случае гектар придётся вернуть обратно государству. Многие владельцы гектаров не знают, как эффективно использовать лесную зону в этой полосе, тратят много своих ресурсов и времени, чтобы добиться результата, но не получают его.
Учащиеся биоквантума в данном случае ищут наиболее эффективные условия работы на гектаре в условиях данного биотопа, тогда как ребята из VR/AR-квантума (квантум виртуальной и дополненной реальности) разрабатывают модели, позволяющие спрогнозировать результаты и представить, как они будут выглядеть. Будущие пользователи смогут виртуально ознакомиться с ландшафтом своего участка, расставить планируемые строения и получить примерные экономические выкладки о рентабельности своей будущей деятельности.

– Детские железные дороги в этом году тоже станут площадками для «Кванториумов». В чём будет их особенность?
– Детские железные дороги – это хорошо оборудованные профориентационные центры, располагающиеся, как правило, в центре города, с интерактивными образовательными симуляторами, реально действующими элементами железной дороги, где ребята знакомятся с профессией и получают первые трудовые навыки. Соответственно, именно на базе этих площадок и будут запускаться «железнодорожные» детские технопарки «Кванториум».
Реализация образовательных программ сети на площадках РЖД позволит не только улучшить уровень подготовки обучающихся, но и использовать потенциал детских инженерных команд для реализации задач, стоящих перед холдингом: от улучшения условий обслуживания в залах ожидания и поездах до мониторинга путей. Соответственно, перспективы сотрудничества здесь практически безграничны.
Сейчас принято решение об открытии в 2018 году трёх пилотных площадок на базе Детских железных дорог в Волгограде, Иркутске и Екатеринбурге. Параллельно с ними в этих же городах появятся большие детские технопарки «Кванториум».
В случае с РЖД мы решили не просто создать тематический квантум, а сделать «Кванториум», который по всем своим направлениям ориентирован под задачи железной дороги. Например, в VR-квантуме дети будут разрабатывать приложения с использованием дополненной реальности. Основываясь на пользовательском опыте, они выберут проблему, которую можно решить при помощи VR/AR-технологий: покупка билета, ожидание поезда, прибытие в незнакомый город и т.д.
В совместной зоне «Хай-тек, Авто и Энерджи» ребята будут заниматься задачами мультимодальных перевозок, изучать системы автоматизации функций управления движением поезда, в том числе беспилотного транспорта, а также решать задачи применения альтернативных источников энергии на железных дорогах. В совместном направлении «Гео и IT» они будут реализовывать индивидуальные и командные проекты в сфере железнодорожного транспорта, проводить исследования вокзалов, путей и прилегающих территорий, изучать природные и техногенные явления с использованием геоинформационных технологий. Здесь не будет каких-то эфемерных задач: всё прикладное и действительно востребованное.

Беседовала Мария Хлопотина



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв