18 июня 2018 14:37

Попасть в пул экспертов

В отраслевых университетах появятся пулы собственных экспертов, которые будут участвовать в государственной аккредитации основных образовательных программ отраслевых вузов.
Соответствующее решение было принято в рамках совещания первых проректоров и проректоров по учебной работе отраслевых университетских комплексов железнодорожного транспорта, прошедшего в начале марта в Самарском госуниверситете путей сообщения (СамГУПСе).

В соответствии с современным российским законодательством аккредитация делится на государственную и профессионально-общественную. Первую проводит Рособрнадзор, а точнее, одно из его подразделений – ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (Росаккредагентство), вторую, как правило, – работодатели или отраслевые объединения работодателей.

С точки зрения «полезности» для вуза интерес представляет именно профессионально-общественная аккредитация, поскольку именно она даёт независимую оценку качества и уровня подготовки выпускников, а также их соответствия требованиям будущего работодателя. Но только наличие госаккредитации позволяет выдавать вузам документы об образовании государственного образца.

Аккредитационные проверки, проводимые Росаккредагентством, бывают двух типов: аккредитация вуза в целом по истечении срока действия государственной аккредитации и так называемая доаккредитация – аккредитация отдельных образовательных программ, реализуемых учреждением. Как правило, вузы проходят госаккредитацию один раз в шесть лет. Проверке подвергаются научная программа и качество обучения, оцениваются подбор кадров и условия образования.

Вузы и образовательные программы аккредитовываются экспертами, которые оценивают соответствие содержания и качества реализации образовательных программ требованиям образовательных стандартов.

Стать экспертом может любой гражданин страны, имеющий соответствующий профилю диплом, опыт работы в сфере образования и предварительно аттестованный Рособрнадзором. Для получения аттестации претендент на роль эксперта должен за 50 минут выполнить письменные экзаменационные задания, касающиеся законодательной базы в сфере образования. При этом запрещается пользоваться мобильными телефонами, планшетами и прочими гаджетами, методическими материалами и учебной литературой. Будущий эксперт аттестуется на так называемые укрупнённые группы специальностей, например «Техника и технология наземного транспорта» (23-я группа), «Экономика и управление» (38-я группа). Оценивает претендентов специальная комиссия.

Если соискатель полностью соответствует всем критериям отбора, он сможет войти в состав инспекций, осуществляющих контроль качества образования. На сегодняшний день в реестре аккредитованных экспертов надзорного ведомства числятся 2124 человека. Между тем, как рассказал «Гудку» проректор по учебной работе СамГУПСа, аттестованный эксперт Рособрнадзора Максим Гаранин, экспертов по 23-й группе там не так много, а непосредственно «железнодорожников» вообще единицы. «Поэтому зачастую специфичные транспортные программы, например «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Эксплуатация железных дорог», аккредитуют эксперты если и имеющие отношение к транспорту, то весьма косвенное. Их оценка может быть не совсем объективной и качественной», – пояснил он.

По словам Максима Гаранина, в каждом вузе есть ведущие преподаватели, которые занимаются повышением качества образовательного процесса и внедрением самых современных систем оценки знаний и умений: «Как правило, эти преподаватели являются экспертами внутренней системы менеджмента качества университета. Лучшие из них выходят за рамки университетских стен и становятся экспертами в области качества федерального уровня – экспертами Рособрнадзора (Росаккредагентства)». Так, например, в СамГУПСе таких экспертов семь, двое из которых (декан факультета «Эксплуатация железных дорог и логистика» Полина Романова и начальник Учебно-методического управления Юлия Оберт) в данный момент находятся на проверке в Петербургском госуниверситете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПСе).

Но подготовленных экспертов недостаточно. «Как выяснилось, в других университетах путей сообщения таких экспертов немного. В связи с этим было решено создать в каждом отраслевом вузе пул собственных экспертов в количестве не менее 10 человек. При этом необходимо охватить как можно больше укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки. Помимо прочего это повысит информированность вузов о методах и подходах, используемых контрольно-надзорными органами при проведении проверок различного уровня», – уверен Максим Гаранин.

Сотрудники отраслевых вузов, аттестованные Рособрнадзором в качестве экспертов, будут принимать участие и в перекрёстных проверках, инициируемых учредителем – Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
«Эксперты не могут проверять свои вузы, в штате которых они числятся, но смогут участвовать в проведении аккредитации других транспортных вузов. На время таких проверок они становятся сотрудниками Росаккредагентства, которое выступает их работодателем», – пояснил Максим Гаранин.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31