14 августа 2018 22:50

От Нукуса до Фритауна

Майор ВВС России рассказывает о своей лётной судьбе и о работе на Московской железной дороге

Герою нашего очерка майору запаса Александру Кожемякину за время службы в рядах сначала Советской, а затем Российской армии довелось летать в небе трёх континентов – Европы, Азии и Африки.
Сейчас он, начальник пожарного поезда станции Вязьма Московской железной дороги, вспоминает об этом, пожалуй, лишь с лёгким чувством ностальгии. Его заботы целиком сконцентрированы на сегодняшнем дне, на том, чтобы вверенные ему техника и экипаж в любой момент были готовы выдвинуться на рубеж и приступить к тушению пожара.

Родом Александр Григорьевич из посёлка Коноша Архангельской области. Отец работал на местном заводе, а мать – монтёром пути на железнодорожной станции. Кроме него, в семье росли ещё двое детей. Был Саша парнем крепким, как и многие сверстники увлекался лыжами. Ему даже прочили неплохое спортивное будущее, ведь уже в школе он выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Другое детское увлечение – запускать с крыши модели вертолётов, так тогда его тянуло в небо.

Неслучайно школьный военрук предложил парню попробовать себя на армейском поприще. В это же время, в 1981 году, старший брат друга, служивший в Афганистане вертолётчиком, был сбит и погиб. Звали героя Евгений Рычков. Сейчас одной из улиц в Коноше присвоено его имя. Именно эта трагедия в Афганистане, по словам Александра Григорьевича, и предопределила выбор его дальнейшего пути в жизни. В том же году он поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище, которое окончил в 1984-м, став вертолётчиком.

Окончив училище в звании лейтенанта, Александр Кожемякин был направлен в Узбекистан, в город Нукус что на берегу Аральского моря. Отправилась вместе с ним к первому месту службы и молодая жена Светлана, которая впоследствии всю жизнь проколесила с любимым человеком по самым дальним гарнизонам.

Конечно, служба мёдом не была – одна испепеляющая жара чего стоила. Летал он на Ми-8 бортовым техником-стрелком. В экипаже – трое, на вооружении – неуправляемые ракеты и стрелковое оружие. Этот вертолёт широко используется при высадке десанта, разведке позиций противника, эвакуации раненых, а также при уничтожении на переднем крае и в тактической глубине боевых машин пехоты, артиллерии, зенитных и противотанковых установок, живой силы противника.

Своё сердце Александр Григорьевич раз и навсегда отдал этой боевой машине. В деле он, как и в семейной жизни, оказался однолюбом. Всю свою лётную биографию пролетал на такой машине, которую с полным на то основанием считает самым лучшим военно-транспортным вертолётом в мире. Сейчас различные модификации МИ-8 находятся на вооружении десятков государств. Машина эта исключительно надёжна и неприхотлива.

Затем, с 1989 по 1991 год, Александр Кожемякин в составе Северной группы войск служил в Польше. Базировался полк на юго-западе страны, в городе Легница, а летали, как рассказывает мой собеседник, над всей Польшей. После вывода войск из Восточной Европы его местом службы стал сначала Смоленск, а затем Вязьма.

На 1990-е годы пришлось участие Александра Кожемякина в чеченской войне. Сейчас ему особенно вспоминаются жестокие бои за Бамут. В ходе которых он на МИ-8 три дня и три ночи под огнём противника вывозил раненых в Беслан. Впоследствии его действия в этой боевой операции высоко оценило командование – он был награждён орденом «За военные заслуги».

В конце 90-х Александра Кожемякина вновь перебрасывают в Среднюю Азию, на этот раз в Таджикистан. Базировалась их часть в Душанбе. Время было неспокойное, в те годы там шла гражданская война. Как рассказывает собеседник, чтобы не допустить проникновения на территорию республики караванов с наркотиками и различных бандитских формирований, наши военные занимались патрулированием границы с Афганистаном. На боевое дежурство, как правило, вылетало звено из трёх вертолётов – один Ми-8 и два МИ-24. Бывали случаи, что в пылу преследования приходилось пересекать афганскую границу. Командование за это по голове, конечно, не гладило.

А в 2003 году Александру Григорьевичу довелось на своём любимом Ми-8, уже будучи майором, полетать в небе Африки. Судьба забросила его в далёкую западноафриканскую страну Сьерра-Леоне. В то время туда была введена миротворческая миссия ООН, перед которой были поставлены задачи наблюдать за военной обстановкой на территории страны, процессом разоружения и демобилизации участников конфликта, оказывать помощь в контроле соблюдения норм международного гуманитарного права. Проще говоря, Александр Григорьевич в составе миссии ООН на своей винтокрылой машине занимался перевозками различных грузов и людей. Летать, конечно, было непросто. Работу в небе осложняли доходившие из Сахары песчаные бури, нередко случались и проливные тропические ливни. За участие в миротворческих операциях майор Александр Кожемякин удостоен медали ООН.

После демобилизации из армии в 2005 году перед Александром Григорьевичем встал вопрос, как жить на гражданке. Один из друзей посоветовал идти на железную дорогу. Так Александр Кожемякин сначала стал пожарным инспектором, а затем и начальником пожарного поезда. Однако работу эту лишь с большой натяжкой можно назвать спокойной. За время этой службы у Александра Кожемякина появилась ещё одна награда – медаль МЧС России «Участнику ликвидации пожаров 2010 года». Тогда из-за небывалой жары горели леса в средней полосе России, и экипаж его поезда принял самое активное участие в борьбе с огнём.

Необходимо отметить и то, что слаженный, закалённый в трудовых буднях экипаж пожарного поезда станции Вязьма неоднократно занимал призовые места в соревнованиях между коллективами огнеборцев на Московской железной дороге и удостаивался звания «Лучший пожарный поезд», а Александр Кожемякин признавался лучшим начальником пожарного поезда.

Ну а в заключение стоит сказать, что сейчас в его семье растут четверо внуков – Илья, Никита, Иван и Александр, так что имеют все шансы продолжиться династии и военных вертолётчиков, и пожарных.

Андрей Городнов


 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

ThomasFLive 19.03.2018 06:43:52
заказать продвижение сайта ростов на дону логин в скайпе SEO PRO1
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31