20 августа 2018 23:03

Всероссийский железнодорожник

В библиотечном подразделении Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» проходит выставка «Самые знаменитые железнодорожники России. С.Ю. Витте (1849–1915 гг.)», в рамках которой состоялась презентация книги «Реформатор после реформ: С.Ю. Витте и российское общество 1906–1915 годы».
В течение почти 10 лет автор этого труда, кандидат исторических наук Элла Сагинадзе скрупулёзно изучала личность своего героя, а также политические и социально-экономические условия, в которых ему довелось проявить незаурядные человеческие качества и таланты.

Подобный интерес к персоне Витте не случаен, ведь перспективы развития железных дорог – это тот актуальный вопрос, который всегда будет вызывать научный и профессиональный интерес к людям, которые внесли огромный вклад в их развитие.

Читатель книги может увидеть образ Витте с различных позиций его современников, людей разных сословий и дать оценку его деятельности на фоне разнообразных исторических событий. Автор рассматривает период после отставки Витте (1906–1915 годы).

Как пишет Элла Сагинадзе, на фоне других отечественных бюрократов Витте представлялся особой фигурой. Он пришёл во власть из сферы железнодорожного дела, и его карьера считалась самой стремительной в бюрократическом мире за весь XIX век. Он был человеком решительным, энергичным и прагматичным. Современники даже часто сравнивали Витте с главным русским реформатором – Петром Великим.

Автор книги пишет, что фигура Витте, «всероссийского железнодорожника», как его называли современники, очень символична для Российской империи на рубеже XIX–XX веков. Русское правительство осознало необходимость реформирования системы путей сообщения, и во второй половине XIX века Россия переживала настоящий бум железнодорожного строительства. С 1860 по 1880 год протяжённость российских железнодорожных путей выросла более чем в семнадцать раз – с 1250 до 21600 км. Русские железные дороги, с одной стороны, пространственно связывали нацию, а с другой – приносили с собой серьёзные социальные изменения. Железнодорожная отрасль при Витте дала мощный толчок развитию отечественной промышленности и инженерной науки.

Витте отличался ясным, практически современным нам, технологическим видением империи и был известен как большой знаток в железнодорожном деле. Начав с работы в управлении казённой Одесской железной дороги, он продолжил свою карьеру в частном «Обществе Юго-Западных железных дорог» в Киеве, в 1889 году возглавил специально созданный для него Департамент железнодорожных дел при Министерстве финансов, а в 1892 году занял пост министра путей сообщения. За время своей работы на железной дороге, ещё до переезда в Петербург, он зарекомендовал себя как опытный и компетентный специалист. Например, Витте провёл реформу железнодорожных тарифов, заметно увеличив тем самым прибыльность и эффективность вверенных ему путей сообщения.

Поражает его искреннее желание сделать Россию лидером среди великих держав и его невероятная работоспособность – он работал по 12–16 час. в сутки даже в отставке. Говоря же о его противоречивом образе, о ярких и порой беспощадных оценках его реформ, которые неоднократно встречаются на страницах многочисленных публикаций, не стоит забывать и о противоречивости политического и экономического развития Российской империи в то время.

Ольга Михайлова
Фото автора




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31