22 февраля 2018 21:37

О чём поёт «Иволга»

Новая российская электричка нравится и железнодорожникам, и пассажирам

С апреля прошлого года на маршрут Киевский вокзал – Ново-Переделкино вышли пригородные поезда нового поколения «Иволга».
«Иволга» уверенно чувствует себя на зимних московских маршрутах
Внутреннее пространство вагона обеспечивает комфорт пассажирам
Глава государства посетил Тверской вагоностроительный завод и ознакомился с его продукцией
Машинист Денис Шмелёв готовит поезд к отправлению
Слово «электричка» давно стало родным и близким, обозначая самый популярный вид пригородных пассажирских перевозок. Но было понятно, что стране нужен электропоезд современного уровня. Теперь можно сказать, что такой поезд в России есть, этот проект состоялся и уже получил заслуженно высокую оценку.

Электропоезд серии ЭГ2Тв «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода весной прошлого года был отмечен сначала золотым, а в декабре уже и платиновым Знаком качества «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века». Это высшая оценка «Иволги» в рамках конкурса, который проходит при поддержке правительства России, Администрации Президента РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палаты РФ.

Совсем недавно, посещая в начале этого года Тверской вагоностроительный завод, президент Российской Федерации Владимир Путин оценил труд заводчан на уровне мировых образцов и даже выше. «Посмотрел вашу новую продукцию – супер, просто класс», – сказал он, побывав в том числе и в кабине «Иволги».

Так что за электричка создана в Твери? Внутри Трансмашхолдинга было решено доверить создание с чистого листа принципиально нового поезда Тверскому заводу. И дело тут не только в производственных возможностях. Генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Андрей Соловей рассказал: «Так уже сложилось, что на заводе принято раз в несколько лет создавать принципиально новые, фундаментальные вещи, дающие возможность работать на будущее».

Перед выпуском в Трансмашхолдинге провели маркетинговые исследования, учли пожелания эксплуатирующих организаций и изучили опыт эксплуатации поездов с коллекторным и асинхронным приводом. Ведь не секрет, что переход на асинхронный привод уже можно считать состоявшимся во всех передовых странах. Из всего разнообразия конструктивных схем и конструкционных материалов разработчики постарались взять самые лучшие, но не самые дорогие, чтобы попасть в ту ценовую нишу, которая гарантирует возможность эксплуатирующим компаниям заказывать новые поезда.

Получилась не просто новая модель или серия электропоезда. Была создана единая технологическая платформа, на базе которой, используя модульные принципы проектирования, можно выпускать принципиально новую гамму подвижного состава для различных условий эксплуатации. Серия ЭГ2Тв «Иволга» – городской электропоезд, который предназначен для перевозок пассажиров на относительно небольшие расстояния, с частыми остановками. Поезд быстро разгоняется и тормозит, внутри много свободного пространства для стоящих пассажиров. Но также возможно создание и других модификаций в зависимости от задач, в том числе для межрегиональных сообщений. На базе реализованных конструктивных решений можно даже говорить об организации скоростного движения до 250 км/ч.

Основной областью применения поезда серии ЭГ2Тв «Иволга» являются массовые городские и ближние пригородные перевозки. Эксплуатация «Иволги» особенно актуальна в условиях больших городов и агломераций. Составность электропоезда, в отличие от ближайших конкурентов, может изменяться. Применённые технические решения позволяют при необходимости создать поезда, в которых будет от 4 до 14 вагонов. Основная же базовая составность – 5 вагонов, длина поезда в такой конфигурации 116 метров, а конструкционная скорость – 160 км/ч.

Внешний вид, дизайн экстерьера и интерьера отвечают всем современным требованиям, их проектирование осуществлялось при участии ведущего европейского дизайн-бюро. На головных и промежуточных вагонах устанавливаются модульные крэш-блоки системы пассивной безопасности. В случае столкновения с препятствием они деформируются и поглощают энергию соударения, надёжно защищая пассажиров и машинистов. Кузова вагонов изготавливаются из коррозионно-стойкой стали, а в интерьере используются пожаробезопасные и безвредные для здоровья пассажиров материалы. За счёт применения пневмоподвешивания обеспечиваются плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации. Максимальное использование модульного принципа позволяет трансформировать пространство. Например, можно менять конфигурацию расположения кресел, установить вендинговые аппараты для продажи еды и напитков, стеллажи для багажа или крепления для велосипедов.

У поезда широкие входные двери, ширина дверных проёмов увеличена до 1400 мм и отсутствуют тамбуры, что облегчает посадку и высадку пассажиров. В пассажирских салонах используются системы обеспечения комфортного микроклимата и обеззараживания воздуха.

Поезд хорошо приспособлен для проезда маломобильных пассажиров. В широкие проходы гарантированно проходит коляска, очень просторные туалеты. Для колясок также предусмотрены надёжные крепления, для них головные вагоны оборудуются подъёмниками. Необходимые надписи продублированы табличками, выполненными шрифтом Брайля.

Для повышения комфорта пассажиров и существенного снижения эксплуатационных затрат в поезде применена энергосберегающая система освещения и система селективного открывания дверей. Это значит, что поезд не стоит на жаре или на холоде с дверями нараспашку. Пассажиры открывают двери кнопками по мере необходимости входа и выхода. Предусмотрена возможность установки креплений для велосипедов.

В целом можно сказать, что «Иволга» максимально ориентирована на отечественные разработки и материалы. Доля российских комплектующих при производстве поездов превышает 90%, что играет большую роль в контексте принятой государством стратегии импортозамещения.

Поезда «Иволга» по уровню технических решемний соответствуют лучшим зарубежным образцам и при этом обходятся в полтора раза дешевле импортных или локализованных образцов подвижного состава.

Компания «Трансмашхолдинг» при сопровождении проекта и при передаче подвижного состава уже непосредственному заказчику принимает целый ряд мер, которые закладывают основу дальнейшего эффективного использования. Например, при создании поезда учитывались реалии эксплуатационной и ремонтной инфраструктуры. Поэтому при запуске подвижного состава в эксплуатацию нет необходимости перерабатывать технологические процессы, инвестировать дополнительные средства в полное переоснащение старых или в строительство новых депо. Кроме того, Трансмашхолдинг в соответствии с контрактом осуществляет фирменное сервисное обслуживание «Иволги». Проведена ревизия оборудования на соответствие требуемым метрологическим и функциональным параметрам и внедрено новое оборудование для ремонта, что повысило качество предоставляемого сервиса.

ОАО «Центральная ППК» охотно пополнила новыми поездами свой эксплуатационный парк. И, как показала практика, тверские «Иволги» по своим потребительским и техническим параметрам действительно не уступают лучшим мировым образцам, а в экономическом плане оказываются даже выгоднее их. Единовременно каждый поезд перевозит до 1638 пассажиров. Срок службы электропоезда составляет 40 лет, а стоимость владения электропоездом на протяжении жизненного цикла оказалась ниже на 20%. Одно только энергосберегающее электрооборудование позволяет сократить затраты на электроэнергию на 30%.

Экономия за счёт более низкой стоимости обязательного периодического техобслуживания и плановых ремонтов оценивается в 30%. Вот что на этот счёт говорят представители сервисных служб. Вадим Бахитов, начальник производственно-технического отдела депо, в котором обслуживаются поезда, привёл основные премущества: «По сравнению с электричками старых моделей «Иволга» гораздо эффективнее, экономичнее и удобнее с точки зрения обслуживания и ремонта и требует гораздо меньше трудозатрат. Например, все старые поезда прибывают на обслуживание и тестирование в депо до 5 раз в месяц, а для «Иволги» достаточно одного раза в месяц. Это фактически шестикратная разница в эффективности. Другой важный момент – обслуживание и ремонт «Иволги» обходятся дешевле, чем поездов, где значительная доля комплектующих западного производства, а также нужно постоянное участие зарубежных специалистов».

Бригада, обслуживающая поезд, состоит из 7 человек и успевает провести всю необходимую работу в течение 4 часов. Для сравнения: при обслуживании поездов старых, выводимых из эксплуатации серий к работе привлекается до 40 работников.

Специалисты, которые отвечают за обслуживание поездов «Иволга» в депо, отмечают их надёжность. «За время эксплуатации мы не столкнулись ни с одной мало-мальски серьёзной поломкой. Во время техобслуживания только заменяются подверженные естественному износу расходные материалы да по мере необходимости обтачиваются колёсные пары», – говорит Вадим Бахитов.

Интересно, что ОАО «Центральная ППК» не просто использует имеющиеся преимущества новых поездов. Представители компании активно работают над дальнейшими улучшениями в интересах пассажиров, поддерживают обратную связь с производителями, предлагая свои решения, получая многочисленные отзывы как от пассажиров, так и от работников, обслуживающих поезда. Для этого проводятся специальные рейды с участием представителей ЦППК, Трансмашхолдинга и даже специалистов по проведению социологических опросов. Мне тоже удалось поучаствовать в таком рейде и понаблюдать за происходящим.

Вот что, например, рассказал машинист Московско-Калужского эксплуатационного депо ЦППК Денис Шмелёв: «Я работаю машинистом с 2006 года, начинал работу ещё на поездах рижских серии ЭР2, прошёл переподготовку на поезд серии ЭГ2Тв, разница, конечно, огромная. Это как после «Жигулей» сесть в «Мерседес». Чувствуется мощность асинхронного привода, всё управление поездом осуществляется бесступенчатым электронным контроллером, при помощи которого машинист регулирует тягу и интенсивность торможения. Не надо открывать-закрывать всевозможные краны, с одного поворота электронного ключа поезд уже готов к движению. Кресло регулируется под человека, всё можно подстроить, подкачав воздух в подушки, удобные приборы. Наконец приходит чувство гордости за то, что у нас производят очень хорошие поезда, которые свободно могут конкурировать с мировыми производителями».

Согласна с таким мнением и кассир-контролёр Александра Великсар: «Я работаю с самого начала рейсов «Иволги», при этом имею большой опыт работы на обычных электропоездах, поэтому могу сказать, что разница огромная, работать здесь легко и комфортно, пассажирам очень нравятся просторные вагоны, где можно свободно стоять, держась за поручни, двери управляются кнопочками, поезд сохраняет тепло зимой и прохладу летом. Пассажиры чувствуют другую атмосферу этого поезда, ведут себя намного культурнее».

Интересно, как оценивает новый поезд представитель клининговой компании, менеджер по уборке подвижного состава компании «Топ-Сервис» Мадина Хамзетхановна: «Я уже пять лет в клининге, из них три года с электричками. В текущей эксплуатации на маршруте поезд сопровождает один работник. Он постоянно проходит по поезду и следит за чистотой, заглядывает в туалеты, всё прибирает, как у себя дома, мы называем этот режим поддерживающей уборки «сбор мусора». Влажная уборка производится в отстое между поездками за 3–3,5 часа. Убирать «Иволгу» ничуть не сложнее, чем другие составы, просто мы сами чувствуем большую ответственность за тот комфорт, который должны предоставить людям, и, соответственно, тщательно и с вниманием подходим к своей работе. Но надо отметить, что и пассажиры здесь более организованные, сознательные, не сорят, а случаев вандализма или росписей краской вообще нет. Этот поезд просто заставляет нас уважать друг друга».

И давайте наконец дадим слово пассажирам. Здесь надо заметить, что на провокационный вопрос социологов, знаете ли вы, кто является производителем «Иволги», российская или западная компания, практически все уверенно заявляют, что поезд сделан в России. А половина из опрошенных сразу отмечают производителя, Тверской вагоностроительный завод, фирменные таблички которого, стало быть, не остаются без внимания.

Вот что говорит Виктор, 42 года, бухгалтер, живёт в Ново-Переделкино, а работает в районе метро «Курская» в Москве:
– Я езжу на «Иволге» каждый день. Тут всё продумано и устроено так, чтобы пассажирам было удобно: мягкие кресла, много поручней, сквозной проход между вагонами, климат-контроль работает на отлично – температура комфортная и зимой и летом. Нельзя не отметить, что у поезда плавный ход, из окон не дует, нет раздражающих шумов и неприятных запахов, даже уровень влажности является оптимальным. И контролёры дружелюбные. В общем, «Иволга» дарит позитивные эмоции.

Валентина Ивановна, 51 год, патронажная сестра:
– Моя работа связана с сопровождением инвалидов, и могу сказать, что в «Иволге» созданы необходимые условия для удобного проезда маломобильных пассажиров. В поездах широкие проходы, а в вагонах предусмотрены отдельные места с ремнями безопасности для инвалидов на колясках. Кроме того, головные вагоны оборудованы просторными туалетными комплексами и надёжными креплениями для колясок.

Игорь, 30 лет, менеджер по продажам:
– Я регулярно занимаюсь спортом и для меня очень важно, что в новых электричках широкие двери, через которые зимой удобно проходить со сноубордом, а летом – с велосипедом. Да и остальным пассажирам гораздо проще входить и выходить из вагонов, особенно в часы пик. Нравятся также вместительные багажные полки, куда без труда помещается мой спортинвентарь. Есть куда поставить велосипед. В старых поездах чаще всего приходилось стоять в тамбуре. А в «Иволгах», кстати, и тамбуров-то нет.

Теперь можно сказать самое главное: пассажиры и железнодорожники получили отличный отечественный поезд, полностью соответствующий требованиям времени. А «Иволга» снова умчалась за пассажирами в Ново-Переделкино. И пока она неслась в снежных вихрях по косогорам речушек Сетуни и Очаковки, мне подумалось вот о чём: а не слишком ли рано мы поверили, что создатели российских ВСМ обитают только за западными границами нашей Родины? Может быть, они живут поближе, на берегах Тверцы и Волги? Отсюда наши предки несли свою культуру другим народам, отправлялись в «хождение за три моря», так почему сегодня должно быть иначе?

Артур Берзин
Киевский вокзал – Ново-Переделкино

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Александр!! 30.01.2018 01:16:58
Вот-бы  увидеть<<  Иволгу  >> на  Окт.ж.д!!!!!
Гога 30.01.2018 02:34:26
Отличная машина. Молодцы.
Вот бы стоимость проезда тоже снизить на 30%.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28