19 октября 2018 07:18

Вагон под микроскопом

Евгений Семёнов, исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей»

– Евгений Юрьевич, «Объединение вагоностроителей» недавно приняло решение создать научно-технический центр «Инжетранс». Какие задачи он будет решать?
– Основные направления работы центра – реализация государственной Стратегии транспортного машиностроения до 2030 года, программы развития тяжеловесного движения на железнодорожной инфраструктуре общего пользования и проекта «Цифровая железная дорога». В рамках этих программ будет создаваться подвижной состав, оборудованный интеллектуальными системами контроля и мониторинга, а также информационные базы данных с использованием современных технологий. Для реализации проектов необходимы значительные коммерческие и интеллектуальные вложения, которые могут оказаться непосильными для отдельных предприятий. Поэтому большинством голосов членов союза было принято решение о создании дочернего предприятия на базе Сколково. Мы не первые, кто пошёл по этому пути, например, компании «Трансмашхолдинг» и «РЖД» уже сотрудничают с фондом «Сколково». Главная цель работы – удовлетворение потребностей пользователей подвижного состава и противодействие появлению контрафактной продукции.

– Что ещё делается для контроля за техническим состоянием подвижного состава?
– На базе объединения разрабатываются соответствующие интеллектуальные системы контроля «умный вагон». Такая необходимость вызвана тем, что по каждому случаю отцепки вагона в текущий ремонт РЖД проводят расследование. В зависимости от причины неисправности вина возлагается на эксплуатационный комплекс, вагоноремонтные или вагоностроительные предприятия. При этом большая часть затрат, как правило, ложится на операторское сообщество. Определённые издержки несут и производители вагонов. Нередко возникают вопросы об объективности расследования. Система «умный вагон» позволит отслеживать на протяжении всего жизненного цикла вагона условия его эксплуатации. Сюда входит контроль режима ведения поездов, параметров воздействия на верхнее строение пути, технического состояния различных узлов и деталей вагона, а также анализ динамики его поведения в процессе эксплуатации. Отмечу, что, несмотря на увеличенные нагрузки на ось, в целом динамика работы вагонов нового поколения значительно лучше, поскольку тележки для инновационного подвижного состава спроектированы с более мягкой рессорной подвеской, улучшены и другие параметры. Современные системы диагностики позволят не только своевременно реагировать на изменение технического состояния подвижного состава и инфраструктуры, но и предоставят возможность анализировать реальные условия их эксплуатации, а также использовать результаты научно-исследовательских изысканий.
Также нужно навести порядок в ремонтном комплексе. Для этого необходим строгий учёт всех ключевых деталей вагона и проведение ремонта в соответствии с конструкторской документацией изготовителя. В 2014 году для борьбы с контрафактом и мониторинга эксплуатации на всём жизненном цикле союз совместно с ОПЖТ при участии РЖД разработал методику идентификации узлов и деталей вагона посредством нанесения 2D-штрихкода: надрессорная балка, рама боковая, клин фрикционный, тяговый хомут, корпус автосцепки, корпус поглощающего аппарата, ось колёсной пары, триангель. Но чтобы всё это в полной мере заработало, необходимо создать единую базу деталей и узлов вагонов на основе новейших IT-технологий. Существующая база данных ГВЦ ведёт учёт только рам, балок и колёсных пар. А по деталям автосцепного устройства, хомутам и клиньям учёт невозможен, поскольку нет общей базы этих деталей. Такая база обеспечит строгий учёт деталей и узлов с момента выпуска до исключения из эксплуатации и поможет изъять из обращения контрафактные детали. К ней необходим доступ всем участникам перевозок.

– Создание такой базы – это дополнительная нагрузка и ответственность для производителей...
– Сейчас ведущие предприятия вагоностроения активно развивают сеть центров сервисного обслуживания, поскольку они заинтересованы в повышении конкурентоспособности своей продукции. Сегодня экономить научились все, от предприятий вагоноремонтного комплекса до операторов и владельцев инфраструктуры. Кроме того, увеличенный межремонтный пробег инновационных моделей вагонов требует более длительного срока подконтрольной эксплуатации. Понятно, мы стремимся не допускать в новых партиях недостатков прошлых поколений подвижного состава. Потребителю же важен результат – чьи вагоны показывают лучшие характеристики в процессе эксплуатации, тем производителям и отдаётся предпочтение.

Беседовал
Сергей Евсеев




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв