18 ноября 2018 10:37

Резервы экономии – в технологиях

На Московской магистрали в 2017 году на 20% вырос экономический эффект от внедрения бережливых проектов

Внедрение бережливых технологий – одна из главных задач производственной деятельности во всех хозяйствах и подразделениях Московской железной дороги. В 2017 году в этом важном направлении на полигоне МЖД закреплена положительная динамика.
Сергей Вязанкин, главный инженер МЖД
На предприятиях полигона столичной магистрали энтузиастов бережливого производства ждёт вознаграждение
– Сергей Аркадьевич, с какими результатами выходит на финишную прямую 2017 года на Московской магистрали работа по внедрению бережливого производства?
– Начало этой деятельности на Московской дороге было положено в 2011 году, когда всего два наших предприятия вышли с проектами бережливого производства. В 2016 году таких предприятий на МЖД было уже 179, а в 2017-м – 183. В этом году структурными подразделениями реализовано 132 функциональных проекта с общим экономическим эффектом 26 млн руб. До конца года, по нашему прогнозу, эта сумма возрастёт до 35 млн руб., а это на 20% больше, чем в прошлом году. Достигнутый результат – далеко не предел для Московской магистрали, показатель у нас должен быть значительно выше. Цели мы себе ставим большие, есть у нас резервы, есть где и чем заниматься.

– Какие хозяйства МЖД показали наилучшие результаты по бережливости?
– В этом году приятно удивила Московская дирекция моторвагонного подвижного состава. После критики дирекция активизировалась, и вот уже готово 19 проектов с экономическим эффектом 10,5 млн руб. Моторвагонники в пять раз перевыполнили свой план. Их проекты интересны с точки зрения улучшения технологии. Например, эффект в 4,2 млн руб. дал проект моторвагонного депо Новомосковск-1 «Технология восстановления радиаторов охлаждения рельсовых автобусов РА-2, РА-1». Эти автобусы уходят в прошлое, Мытищинский машиностроительный завод новые такие машины уже не выпускает. Поэтому за счёт рационализаторских проектов мы находим способы продления срока службы дизельных поездов, поскольку в них есть необходимость на широтных ходах, где отсутствует электрификация. Другой бережливый проект – «Организация поточной линии круглосуточной мойки подвижного состава» – моторвагонного депо Апрелевка принёс 3,3 млн руб. эффекта.
Московская дирекция управления движением, где технологии бережливого производства особенно важны, показала в 2017 году хорошие достижения. Именно у этой дирекции самый крупный экономический эффект – 13,7 млн руб.

– И наверняка такие масштабы связаны с Московским центральным кольцом (МЦК) – самым прорывным проектом десятилетия на МЖД?
– Да, идея движенцев затрагивает станции Малого кольца – Кожухово, Владыкино-Московское, Белокаменная, Ростокино. Эти станции переданы под управление поездных диспетчеров посредством диспетчерской централизации, что гарантирует увеличение интенсивности и надёжности движения электропоездов «Ласточка». При этом поездной диспетчер берёт на себя и маневровую работу на станциях. Проектом внедрён ряд ноу-хау, которые раньше не применялись, все эти новшества ближе к концепции «Цифровая железная дорога». В таком уникальном комплексе, как МЦК, новации оказались весьма эффективны с точки зрения повышения производительности труда и сокращения эксплуатационных затрат.
Бережливый проект по МЦК приближает нас к решению задачи вождения «в одно лицо», без помощника машиниста. Инфраструктура к такому прорыву подготовлена, программное обеспечение есть. У нас работает сканирование всех инфраструктурных составляющих Малого кольца. Будет внедряться безбумажная технология выдачи предупреждений непосредственно сразу в кабину машиниста по радиосвязи. Принципиально изменится информирование пассажиров: оно будет осуществляться более точно, в режиме реального времени, с отслеживанием текущей ситуации в движении поездов. Например, если состав где-то притормозил, то табло на платформе сразу даст знать ожидающим пассажирам, что поезд придёт не через минуту, а через минуту и 20 секунд. Но главное сейчас, повторю, – проявлять больше целеустремлённости, активности и инициативы, смелее переходить на технологию вождения «в одно лицо». Не будем забывать, что в некоторых странах поезда вообще без машинистов ходят – и это уже никого не удивляет.

– Какие хозяйства впервые в уходящем году обратили на себя внимание или сделали шаг вперёд по части бережливости?
– Неплохо занималась внедрением бережливых проектов Московская дирекция тяги. Их интересные проекты в основном направлены на решение технологических вопросов, улучшение условий работы локомотивных бригад.
Впервые проявила себя Московская дирекция пассажирских обустройств – в её активе два бережливых проекта. С началом работы МЦК у этой дирекции появилось много тем для работы над бережливым производством. Начиная от уборки снега и заканчивая водоотведением.
Также впервые отличилась Московская дирекция скоростных сообщений (МДОСС). В 2017 году «скоростники» инициировали и внедрили четыре бережливых проекта с общим экономическим эффектом 3,7 млн руб. Очень актуален проект «Организация обучения машинистов управлению «в одно лицо», о чём мы только что с вами говорили. Потенциал у дирекции большой, эксплуатация и обслуживание «Ласточек» – это новая и высокотехнологичная сфера деятельности, там много чего в будущем можно ещё придумать и оптимизировать. Как мойки улучшить, как стрелки очищать, как с гололёдом бороться – поле деятельности для бережливых идей очень широкое.

– С плавно «летящими» электропоездами выявились какие-то особые проблемы?
– Есть пока немалые потери на «горячем простое» «Ласточек». Чтобы гарантировать надёжность и ритмичность тактового движения, мы постоянно страхуемся, резервные составы стоят с поднятыми токоприёмниками, на холостом ходу. Поэтому на «горячий простой» тратится большой объём электроэнергии. Необходимо в этой ситуации продумать меры экономии электричества.
МДОСС эффективно работает по рекуперации, перекрывая достигнутыми результатами всю нашу моторвагонную дирекцию. Очень ценно, когда бережливые технологии уже изначально были заложены в конструкцию. «Ласточки» так устроены, что эффективное торможение возможно только за счёт рекуперации – сегодня почти вся потребляемая энергия возвращается в систему.

– Кто по части бережливости выглядит явно ниже своих возможностей?
– Откровенно слабые результаты показали московские дирекции железнодорожных вокзалов и по управлению терминально-складским комплексом. Будем надеяться, что в 2018 году они смогут реабилитироваться, наверстать упущенное.

– Как обычно, особую роль играют межфункциональные проекты?
– Им нужно уделять больше внимания. Такие проекты (а всего их было три, что для МЖД мало) осуществляются сразу несколькими дирекциями и направлены на сокращение эксплуатационных расходов. Как правило, это всегда значимые и ценные инициативы.
К концу 2017 года будет завершён интересный проект моторвагонников, эсцебистов, связистов и информационно-вычислительного центра, который называется «Модернизация локальной вычислительной сети и телефонного подключения». Он выполнен на базе депо Новомосковск-1. Большой потенциал бережливости имеют межфункциональные проекты сокращения расходов по станциям Перово и Бойня. Это крупные, многосторонние проекты, связанные с закрытием парков, выводом избыточных мощностей из эксплуатации, затрагивающие смежные хозяйства. Такие проекты требуют корректировки нормативных документов, поэтому их сложно осуществить быстро. Запланированый экономический эффект – почти 10 млн руб., а возможно и больше. Проект будет завершён в 2018 году.

– Какое поощрение ждёт энтузиастов бережливого производства?
– Мотивация имеет большое значение в работе по внедрению бережливых проектов. В этом году мы премируем столичных железнодорожников – самых активных участников этой полезной деятельности – на сумму почти в 1 млн руб.

– Какие задачи по бережливости, Сергей Аркадьевич, предстоит решать в 2018 году?
– У нас всё ещё много технологических отказов, в основном на сортировочных станциях. Из-за этого Московская магистраль несёт большие издержки. Всё ещё распространены ситуации, когда сначала локомотив выдали не вовремя, потом технический осмотр состава затянули, а дальше всё это накапливается, сортировочная станция парализуется, поезда останавливаются из-за неприёма, выстраиваются на подходах к станции – вся эта цепочка неприятностей приводит к значительным потерям. А корень зла – в нарушении технологии работы.
Поэтому есть острая потребность в многофункциональных бережливых проектах, направленных на снижение таких отказов, устранение технологических потерь. Большие ожидания по части бережливости у нас от хозяйств движения, инфраструктуры, тяги, которые, уверен, в состоянии решить многие существующие пока проблемы.
За счёт бережливых мер в 2018 году мы должны сократить на 10% потери в часах от задержек поездов, обеспечить снижение не менее чем на 0,3% эксплуатационных расходов в перевозочных видах деятельности, провести оптимизацию на малодеятельных линиях. Впереди у нас большой созидательный труд, о котором каждый железнодорожник, а тем более каждый руководитель, ежедневно должен помнить на своём рабочем месте.

Беседовал Игорь Ленский
Фото из архива газеты «МоЖ»



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв