23 января 2018 13:06

Дефект исправит сварка

Аркадий Николин, к.т.н., заведующий научным отделением «Сварка» АО «ВНИИЖТ»

При ремонте верхнего строения пути сегодня применяется не менее 10 технологий сварки. При этом основными способами сварки, на наш взгляд, в ближайшие годы останутся дуговой контактный и термитный способы. Они сегодня активно используются при ремонте и обслуживании объектов инфраструктуры ОАО «РЖД».
Ежегодно на сети дорог сваривается порядка 500 тыс. рельсовых стыков контактным способом и ещё 100 тыс. стыков – термитным способом. Плюс к этому ежегодно во время ремонтных работ производится электродуговым способом до 46 тыс. наплавок на рельсах и стрелочных переводах для устранения их дефектов.

При устранении дефектов рельсов, в частности выкрашивания металла на поверхности катания, применяется технология электродуговой наплавки (ремонтируется 28 тыс. штук в год) и устранения дефектов стрелочных переводов (18 тыс. в год). Для ремонта бесстыкового пути используются передвижные рельсосварочные машины на комбинированном ходу. При этом применяется контактно-стыковая и термитная сварка.

Хочу заметить, что в инфраструктурном комплексе РЖД есть ряд проблем, которые можно решить лишь с помощью сварочных технологий. Так, в последнее время наблюдается рост числа дефектных сварных стыков: это дефект, сопровождающийся смятием головки рельса в зоне сварного стыка. Увеличивается и количество мест временного восстановления рельсовых плетей (когда часть рельса длиной 6–7 м с дефектом вырезается и заменяется другим отрезком) – оно достигает 17 тыс. случаев в год. Для решения этой проблемы наши немецкие коллеги из фирмы Elektro-Thermit GmbH предложили ОАО «РЖД» использовать технологию термитной сварки рельсов с широким зазором. Речь идёт о зазоре до 50–80 мм (в два раза больше действующего у нас стандарта). Эта технология была испытана в АО «ВНИИЖТ». На наш взгляд, она позволит устранять дефекты нескольких видов.

Сам способ заключается в следующем. При обнаружении внутреннего дефекта рельса с помощью методов неразрушающего контроля определяется его размер. Затем повреждённое место вырезается с зазором в зависимости от размеров дефекта. После этого оно заваривается с помощью термитной сварки рельса с широким зазором. Точно так же можно ремонтировать и сварные стыки рельсов, имеющие дефект с кодом 46 (это сегодня основная проблема путевого хозяйства). Экономический эффект от внедрения данной технологии на сети дорог может составить до 400 млн руб. в год.

Помимо дуговой наплавки планируется внедрять и термитную наплавку, которая будет применяться для ремонта в местах образования внутренних дефектов головки рельсов. Данная технология также взята из опыта немецких железных дорог, проверена ВНИИЖТом и испытана на практике. Экономический эффект от её использования составит не менее 100 млн руб.

На сети дорог предпочтение сейчас всё больше отдаётся термитной сварке, которая постепенно идёт на смену электроконтактной сварке при ликвидации мест временного восстановления. Данная технология значительно дешевле, по расчётам наших специалистов, она поможет сэкономить инфраструктурному комплексу до 2 млрд руб. в год.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31