10 декабря 2018 20:16

Герои Сталинграда

Под непрекращавшимся огнём противника и бомбёжками железнодорожники восстанавливали пути, возводили мосты, возрождали станции

В этом году исполнилось 75 лет с начала сражения за Сталинград, ознаменовавшего коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. По просьбам читателей «Московский железнодорожник» продолжает публикацию материалов («МоЖ» №33 от 8 сентября и №40 от 27 октября 2017 года), базирующихся на исследованиях кандидата исторических наук, почётного железнодорожника Александра Манжосова.
В них раскрывается вклад работников стальных магистралей в победу Красной Армии в битве на Волге.

Во время оборонительных боёв на Волге Сталинградскому железнодорожному узлу был причинён огромный ущерб. Так, на участках Гумрак – Причальная – Воропоново, Волжская – Соляная – Банная – Тракторная и Ельшанка – Сарепта из 14500 оставленных вагонов были разбиты 6402, повреждены 189 паровозов, разрушены два депо (Сталинград-1 и Сарепта), все линии связи, пути, служебно-технические помещения.

Восстановлением железнодорожного узла в Сталинграде занялись 13-я и 46-я железнодорожные бригады, несколько батальонов 15-й и 27-й бригад, личный состав машинно-путевой восстановительной станции №51. За героизм, проявленный при восстановлении Сталинградского узла, её начальник Иван Голуб был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Уже на второй день начавшегося 19 ноября 1942 года на берегах Волги контрнаступления Красной Армии 74-й путевой батальон, которым командовал майор Д.С. Желоховцев, и 18-й батальон механизации подполковника А.М. Авдохина из 15-й железнодорожной бригады приступили к восстановительным работам на линии Сталинград – Сарепта – Котельниково протяжённостью 114 км.

Восстановительные работы на участке Котельниково – Сальск проводились частями УВВР-8 (начальник полковник Б.И. Павлов) с приданными частями спецформирований – связьремом №25 (начальник В.М. Луконин). Всего за 12 дней военные железнодорожники на этих участках подготовили к эксплуатации пять разъездов. Кроме того, началось движение поездов через станции Тундутово, Тингута, Абганерово, Жутово, Чиленково и Гремячую. Благодаря самоотверженному труду личного состава этих подразделений значительно улучшилось снабжение войск Сталинградского фронта горючим, провиантом, военной техникой, боеприпасами, возросла и мобильность доставки на передовую живой силы.

На участках Котлубань – Гумрак – Воропоново, а также Сталинград – станция имени Максима Горького – Мариновка восстановительные работы осуществлял личный состав 13-й железнодорожной бригады и мостовосстановительного поезда №15 (начальник П.А. Попов). К 25 декабря 1942 года железнодорожники выполнили поставленную задачу, и поезда с грузами для фронта пошли по железнодорожным линиям, проходящим по этим участкам.

Что касается линии Сталинград – Лихая, то там в ноябре–декабре были восстановлены 112 км главных и станционных путей, 188 стрелочных переводов, 63 малых искусственных сооружения, 10 больших и средних мостов. А после восстановления моста через Северский Донец открылось сквозное движение по всей этой магистрали.

В полосе Воронежского фронта у разъезда Ложки противник разрушил 740-метровый мост через Дон. Учитывая особую важность объекта, для его восстановления было образовано специальное управление – «Строительство №500» во главе с начальником Центрального управления пути НКПС В.С. Гавриловым. Согласно приказу НКПС №С-1298/Ц восстановление моста через Дон на перегоне Ложки – Рычков было возложено на командование УВВР-8 (начальник полковник Б.И. Павлов), с привлечением личного состава спецформирований НКПС, мостопоездов №2 (начальник И.Ю. Баренбойм), №29 (начальник А.А. Васильев), 4-го ремонтно-сварочного поезда, 4-го мостового батальона 13-й железнодорожной бригады (начальник майор О.К. Гуськин) и 15-го мостового батальона 27-й железнодорожной бригады (начальник майор В.И. Прокофьев). Технический отдел строительства возглавил в те дни инженер А.М. Черкесов.

Восстановление моста велось по старой оси с использованием обрушенных конструкций. Все работы были завершены в начале 1943 года, и сразу же по нему было открыто движение.

На Юго-Восточной железной дороге гитлеровцами были выведены из строя 657 км главных путей, 214 мостов и 10 паровозных депо. На участках Лиски – Россошь – Миллерово в составе УВВР-5 Юго-Западного фронта (начальник генерал-майор технических войск Н.В. Зверев) вместе с личным составом 15-го мостового батальона УВВР-3 Воронежского фронта активно действовали рабочие ГВОТ-32 (начальник А.Т. Вансяцкий), горемов-15 и 39, водрема-35, связьрема-21 (В.Г. Вершковский), мостопоездов №11, №30, №35, восстанавливавшие железнодорожные пути и возводившие временный мост через реку Чёрная Калитва.

С 23 января 1943 года мост через Северский Донец на направлении Миллерово – Лихая стали возводить железнодорожные батальоны №14 и №33. В рекордно короткие сроки работы были завершены.

Восстановление железнодорожного моста через Дон на линии Лиски – Россошь – Лихая проводилось 14-м мостовым батальоном (командир майор Н.С. Вихорев) 19-й железнодорожной бригады. Руководил ею полковник А.Н. Ткачёв. К работам также привлекались 4-й мостовой полк майора И.М. Шаповалова, мостопоезд №30, мостовая колонна горема-7 (начальник И.В. Тимофеев). 3 февраля 1943 года на два дня раньше срока движение по мосту через Дон было возобновлено. В те дни военные мостовики достигли рекордного темпа – 21,6 пог. м в сутки. В результате фронт получил надёжное снабжение военной техникой, боеприпасами, провиантом.

В соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны и приказами НКПС железнодорожные войска и спецформирования УВВР-5 и УВВР-8 в декабре в условиях жестоких метелей и морозов приступили к строительству новых железнодорожных линий в зоне действий Воронежского и Юго-Западного фронтов на направлениях: Калач – Подгорное, Анна – Таловая, а также Эртиль – Анна.

В начале 1943 года восстановление участков Галюгаевский – Прохладная, Армавир – Тихорецкая, Орджоникидзе – Ростов-на-Дону осуществляли батальоны УВВР-20 (командир генерал-майор Н.В. Борисов). В подчинении УВВР-20 находились 1-я гвардейская железнодорожная бригада (командир полковник В.А. Чигарков), усиленная личным составом горема-22 (начальник Солощенко), связьрема-22 (начальник П.И. Волков), водрема-22 (начальник К.А. Загорский), и 29-я железнодорожная бригада полковника В.И. Рогатько.

Особого мастерства и умения потребовало от личного состава бригад и коллектива мостопоезда №7 (начальник Н.А. Артеменко) восстановление участка Батайск – Ростов, где гитлеровцы разрушили три моста через Дон и его рукава (общая их длина с насыпями между ними составила 1400 м).

Командованием УВВР-20 вместе с прибывшим заместителем наркома путей сообщения И.Д. Гоциридзе был составлен подробный план работ. Возрождение этих объектов имело исключительно важное значение для бесперебойного снабжения наступавших в те дни частей Южного и Северо-Кавказского фронтов. К восстановлению мостов через Дон был привлечён мостопоезд №5 (начальник И.И. Цурюпа). Несмотря на непрекращавшиеся бомбёжки фашистской авиации, работы шли полным ходом, и 29 марта 1943 года на 36 час. раньше установленного срока мосты через Дон вновь вступили в строй.

Если подвести итоги деятельности работников стальных магистралей в период битвы на Волге в цифрах, то они будут весьма красноречивыми. С 19 ноября 1942 года по 30 мая 1943 года воины-железнодорожники и бойцы спецформирований НКПС на Сталинградском, Юго-Западном и Воронежском фронтах выполнили огромные объёмы работ. Формированиями УВВР-8 было восстановлено 1310 км пути и 250 мостов, УВВР-5 – 448 км пути и 44 моста, силами УВВР-3 восстановлено около 120 км пути, большие мосты через реки Дон, Северский Донец, Оскол.

Доблестный и самоотверженный труд железнодорожников и военных строителей позволил в кратчайшие сроки начать эксплуатацию восстановленных участков, что, в свою очередь, сделало возможным обеспечить воинские перевозки в районе Курска, Белгорода и Харькова.

Подготовил
Андрей Городнов



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв