13 декабря 2017 10:18

Живописный Транссиб

Русский художник Павел Пясецкий создал уникальную картину - панораму строительства магистрали

В запасниках Государственного музея Эрмитаж хранится бесценная реликвия – живописная панорама строительства Транссибирской магистрали, созданная более 100 лет назад и в 1900 году удостоенная золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
Мост на Транссибе
Станция Челябинск
Пророческое предвидение Михаила Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью, осуществилось благодаря сооружению Великого транссибирского пути. Он изменил патриархальный уклад и образ жизни регионов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Вдоль железной дороги выросли сотни новых городов и тысячи посёлков. Железная дорога стала в буквальном смысле универсальным ключом, позволившим открыть богатейшие кладовые полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока.

Одновременно со строительством дороги возводилось жильё для железнодорожников, больницы и школы для их семей. Вдоль Транссиба и поныне стоят величественные православные храмы. Без преувеличения можно сказать, железная дорога выполняла благородную миссию, продвигая цивилизацию и культуру на окраины России.

Многое до сих пор поражает масштабностью и смелостью проектных решений. Так, запас прочности инженерных сооружений и земляного полотна, заложенный проектами, позволил повышать осевые нагрузки от подвижного состава в 3–3,5 раза. Были построены уникальные мосты через могучие сибирские реки, пробиты тоннели сквозь горные хребты Восточной Сибири и Забайкалья. Весь мир удивлялся русскому инженерному искусству! Не случайно железнодорожный мост через Енисей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году был удостоен Гран-при и золотой медали.

На той же выставке большой золотой медали удостоилась и ещё одна экспозиция, связанная с Транссибом. Это была уникальная живописная картина-панорама «Великий сибирский путь», созданная русским художником Павлом Пясецким. Она поражала не только своими размерами (при ширине полотна около полуметра её длина составляла более 900 м), но и высокой художественной реалистичностью. На картине можно увидеть живописные пейзажи, строящиеся участки железной дороги, старинные города и новую жизнь, которую принесла железная дорога в безлюдные прежде места. Она представляет собой, по сути, исторический документ, фактически отражающий эпоху создания Великого транссибирского пути.

Интересна история её создания. Спустя два года после начала стройки, в 1894 году, Управление по строительству Сибирской железной дороги заказало Павлу Пясецкому живописную панораму Транссиба. До этого он создал ряд картин-панорам – «От середины Китая до Западной Сибири», Закаспийской дороги, Персии, и они имели огромный успех.

Пясецкий с энтузиазмом взялся за новый, обещавший стать грандиозным проект. И летом того же года начал рисовать панораму построенного к тому времени Самаро-Златоустовского участка дороги. К декабрю она была уже завершена. Затем в течение двух лет художник рисовал следующий участок трассы – от Челябинска до станции Тайга.

Примеров создания живописных полотен таких масштабов в столь короткие сроки, да ещё и в полевых условиях история изобразительного искусства не знает. Использованная художником техника рисования акварелью на ватмане с последующим закреплением его на тканевом материале позволила создавать панораму достаточно быстро, но она практически исключала возможность внесения изменений в готовое полотно. А посему все фрагменты и детали картины, будь то пейзажи или архитектура старинных зданий, Пясецкий выполнял с невероятной тщательностью и с мельчайшими подробностями на протяжении всей почти километровой картины.

В среднем на один метр рисунка приходилось несколько десятков километров дороги с живописными пейзажами или интересными видами городов и станций. Передвигался художник по трассе в специальном вагоне с оборудованной на его крыше панорамной крытой студией. Но часто ему приходилось пересаживаться на конную повозку и велосипед, а то и пешком добираться до какого-либо места или объекта, который следовало запечатлеть. Завершив к концу 1895 года работу в Западной Сибири, художник выполнил свои обязательства перед комитетом Сибирской железной дороги, однако расчёта за свой труд не получил. Более того, комитет счёл, что ввиду весьма значительной стоимости живописной панорамы необходимо ограничиться уже произведённой доктором Пясецким работою…

Все эти перипетии работы художника над грандиозной картиной описаны в замечательной книге ведущего научного сотрудника Эрмитажа, кандидата искусствоведения Галины Принцевой «Сибирский путь Павла Пясецкого». Галина Александровна не только изложила интереснейшую историю создания Пясецким своего главного художественного произведения, но и рассказала о многогранной личности художника. Это был удивительный человек – врач, учёный, писатель, путешественник, талантливый художник, а главное – настоящий патриот России. Без преувеличения можно сказать, что он совершил гражданский подвиг, создав величественную картину преобразования Отчизны.

Кстати, как рассказывается в книге, решение о продолжении работы над панорамой было принято в лучших русских традициях. После просмотра императором картины Пясецкому выплатили все деньги. И Николай II дал высочайшее повеление завершить начатый труд.

Но побывать на следующих участках стройки, от станции Тайга до Красноярска, художник смог лишь летом 1897 года. Затем дальше, до Нижнеудинска и Иркутска, зарисовки делал до осени 1898 года. Общая длина панорамы на Среднесибирском участке дороги составила более 270 м.

После Иркутска начался самый сложный, кругобайкальский, участок на всём протяжении Транссиба. Трасса проходила по обрывистому скальному берегу, и там пришлось построить около 50 тоннелей и ещё более сотни сложных инженерных сооружений. В связи с неимоверной сложностью строительство затянулось, и было принято решение организовать через Байкал паромную железнодорожную переправу. Она была первой в России. Художник её тоже запечатлел на картине. А затем отправился на Дальневосточный участок магистрали, решив побывать и в Порт-Артуре. Летом 1899 года он прибыл во Владивосток, преодолев большую часть пути на судах по рекам Шилке и Амуру, а также на конных повозках вдоль строящихся участков Забайкальской и Уссурийской дорог. По условиям договора он должен был завершить панораму к 1 января 1900 года, поэтому был вынужден отказаться от поездки в Порт-Артур. Вместо этого продолжил работу, двигаясь в обратном направлении – от Владивостока к Хабаровску и далее к Байкалу. Впрочем, в Порт-Артуре Пясецкий всё же побывал, но позже, когда работал над панорамой строительства Китайско-Восточной железной дороги.

А основное живописное полотно комитет Сибирской железной дороги решил выставить на Всемирной выставке в Париже. Там по инициативе Российского географического общества был подготовлен специальный раздел экспозиции, посвящённый освоению Сибири и строительству Великого транссибирского пути. Центральное место в павильоне заняла панорама Транссибирской магистрали. Она вызвала огромный интерес и стала одним из ключевых экспонатов выставки. А её создатель был награждён французским орденом Почётного легиона.

До конца дней своих художник был озабочен тем, как сохранить уникальную картину. Россию сотрясали революции и войны, в огне которых она вполне могла превратиться в прах. Но судьба хранила уникальную реликвию. Её несколько раз передавали в различные музеи и фонды хранения и только в созданном вскоре после революции Географическом музее под руководством Вениамина Семёнова-Тян-Шанского картина наконец-то обрела надёжное пристанище.

Однако накануне Великой Отечественной войны панораму в очередной раз передали – теперь уже в Государственный Эрмитаж. Там она и хранится в запасниках, свёрнутая в девять 100-метровых рулонов, и по сегодняшний день. Но все перемещения оставили разрушительные следы на живописном полотне. И в 2014 году по инициативе ОАО «Российские железные дороги» было выделено более 2 млн руб. на реставрацию картины. Ею в течение двух лет занимались специалисты Эрмитажа. А затем… картина была возвращена в запасники музея, где пребывает уже более 70 лет без особых надежд увидеть свет.

Чтобы вернуть её людям, специалисты Московского и Санкт-Петербургского университетов путей сообщения разработали программу пересъёмки картины на современные цифровые носители. Это позволит развернуть постоянно действующую экспозицию в недавно открытом после реконструкции Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге и организовать передвижную выставку, которая будет курсировать по сети дорог. Появилась и идея издать альбом репродукций картины Павла Пясецкого. Он будет представлять большой интерес для краеведческих и железнодорожных музеев, а также отраслевых учебных заведений. Несомненно, заинтересует и музеи железнодорожной техники за рубежом, а также общества любителей железных дорог, которых в мире насчитывается более 800. Идею издания уже поддержали железные дороги Транссиба – Западно-Сибирская, Красноярская и Восточно-Сибирская.

Я считаю, наш долг – сохранить для будущих поколений уникальное живописное полотно, запечатлевшее удивительную эпоху строительства Транссиба, положившего начало освоению бескрайних просторов нашей Родины.

Анатолий Васильев,
профессор Российского университета транспорта (МИИТ)


Справка «Гудка»
Анатолий Васильев жил и работал почти на всех железных дорогах Транссиба. Был начальником Сахалинской и Забайкальской железных дорог, председателем ЦК отраслевого профсоюза.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30