12 декабря 2018 05:55

Новый тип транспортной системы

Ян Хардер, генеральный директор Molinari Rail Systems (Германия)

В качестве одного из лучших примеров реализации политики «от двери до двери» я бы назвал «Швейцарские железные дороги» (SBB). Там синхронизация железной дороги с внешним пространством доведена до такого уровня, что проездной билет можно купить не только на кассе, но и, например, при помощи несложных приложений в телефонах, прокатных велосипедах и автомобилях, предоставляемых по модели car sharing.

Тем не менее до достижения полной мультимодальности ещё далеко, поскольку пока не обеспечена единая система оплаты проезда с авиационным и городским общественным транспортом, а также такси. Вследствие этого у пассажира возникает некоторый дискомфорт, и лишь немногие соглашаются на несколько пересадок по маршруту следования.

Главной проблемой в создании единого транспортного пространства я вижу неготовность железнодорожной отрасли выходить на «внешний» отраслевой рынок. Мы всё ещё находимся в начале пути. Возможно, предоставление третьим лицам прав по оказанию услуг бронирования и покупки железнодорожных билетов станет решением нашей проблемы.

Мы находимся в самом начале пути к цифровизации железнодорожного транспорта. Если оценить перспективы, то нам следует пристально изучать опыт авиаперевозчиков и арендаторов автомобилей в части тех услуг, которые упрощают доступ к транспорту: цены, схемы приобретения билетов, дополнительные опции и многое другое. В первую очередь операторы сети должны обеспечить открытый доступ и максимально упростить интерфейс виртуальных систем по продаже билетов. Данный момент очень точно прочувствовали создатели портала Trainline.eu, где потребителям предоставляется возможность выбрать наиболее удобную поездку, учитывая пересадки на пути следования. Проработка мультимодальных комбинаций – сфера транспортного рынка, на которую почему-то никто не обращает внимания.

Отрасль работает над формированием транспортно-пересадочных узлов. Железнодорожные станции, в особенности в городах, являются точками притяжения для общественного транспорта, такси, а также для объектов торговли. Реконструкция Московской окружной железной дороги, нынешнего МЦК, показала, что в Европе начинается формирование невиданной ранее модели пассажирского транспорта, где главную роль играет именно железная дорога. Примерное приближение к нынешней московской модели я наблюдал во Франции и в Берлине, где очень чётко налажена связь между железной дорогой и аэропортами. В вопросе создания новых ТПУ железнодорожникам не следует пытаться взять на себя ещё и гостиничный бизнес в виде комнат отдыха – пусть такими вопросами занимаются специализированные компании на правах арендаторов площадей. Аналогичный подход применим и к строительству магазинов и торговых центров в рамках пересадочных узлов.

Любая модернизация пассажирских комплексов должна быть ориентирована на одну цель: повышение комфортных условий для потребителя в виде различных предложений мультимодальности, доступности ТПУ и достойных условий эксплуатации вокзалов и подвижного состава. Необходимо активно поработать над обеспечением безопасного доступа к качественному Интернету и мобильной связи на станциях и в поездах, поскольку цифровой охват пространства железной дороги остается небольшим даже в странах Европейского союза. Стоит также обратить внимание на популяризацию электронных билетов и интеграцию региональных систем реализации проездных билетов с железнодорожными автоматизированными системами баз данных. В будущем пассажир должен быть более мобильным и иметь возможность самостоятельно выбирать и планировать маршрут, а не целиком зависеть от вокзального расписания.

Развитие мультимодальных перевозок и транспортно-пересадочных комплексов в России, на мой взгляд, будет во многом зависеть от позиции ОАО «РЖД». Из опыта моей работы с Alstom, TMH и Siemens я знаю, каким образом они взаимодействовали с РЖД, и могу сказать, что у российских железнодорожников есть большое желание и стремление к инновациям. Проекты ВСМ и модернизации подвижного состава и инфраструктуры не оставляют равнодушным внешнего наблюдателя. Тем не менее РЖД есть над чем задуматься: в попытке реализации завоеваний цифровой революции не стоит ограничиваться внутрикорпоративным и национальным потенциалом – внешние игроки также готовы предложить свои проекты.

Особую роль в ускорении процесса улучшения качества услуг по реализации билетов и обеспечения мультимодальности, как мне видится, должна играть тесная работа с Яндексом, транспортные продукты которого в некоторых отношениях не имеют зарубежных аналогов. Активная и упорная работа со всеми заинтересованными компаниями цифровой среды приведёт вскоре к формированию РЖД 2.0 как самой конкурентоспособной пассажирской компании в мире.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв