15 декабря 2018 13:58

«Я на сто процентов человек советский»

Прославленный машинист столичной магистрали Анатолий Фролов о войне, жизни, работе, любви

Герой Социалистического Труда, почётный железнодорожник и почётный ветеран МЖД, машинист депо Москва-3 Анатолий Иванович Фролов 18 октября отметил своё 87-летие. С днём рождения его поздравили родные и друзья, коллеги и руководство магистрали. 30 октября перед началом еженедельного доклада в зале управления дороги состоялось чествование прославленного железнодорожника.
Анатолий Иванович вспомнил, пожалуй, самый яркий момент своей биографии – эпизод спасения четырёхлетнего мальчика. Когда машинист понял, что тормозного пути не хватит, он выпрыгнул из кабины локомотива, добежал и оттащил ребёнка с пути. Состав проехал ещё несколько метров и остановился. Перед Анатолием Ивановичем в те мгновения пролетела целая жизнь. Этот случай как нельзя лучше характеризует железнодорожника. Подвиги – трудовые ли, гражданские – люди совершают без подготовки, неосознанно и тем более не ради наград. Жизнь Анатолия Фролова тому подтверждение.


Про корни

– Я родился в деревне Наугольное, в трёх километрах от Загорска, в крестьянско-рабочей семье. Мой дед был приписан к лавре преподобного Сергия Радонежского. Отец сначала работал бригадиром, затем председателем колхоза «Ударник», – нашу беседу Анатолий Иванович решил начать с рассказа о своём отце Иване Фролове. – Богатый был колхоз, такого урожая картошки никто не собирал. А всё потому, что папа тщательно отбирал корнеплоды для посадки, много трудился в поле, для всех односельчан являлся примером. А для меня – в первую очередь. Он был человеком порядочным и честным, за что его на селе называли «Фрол прямой и верный». Достижения колхоза отмечали на самом высоком уровне, Героев Соцтруда тогда ещё не давали, зато у папы было удостоверение за подписью тогдашнего министра сельского хозяйства Андреева. А ещё его часто приглашали в Москву на сельскохозяйственную выставку ВСХВ. Меня, пацана, отец несколько раз брал с собой. С этих поездок и началось моё знакомство со столицей, четырёхэтажные дома которой тогда мне казались такими высоченными.

Пройдут годы, и чтобы получить заветные метры московской жилплощади, Анатолию Ивановичу и самому придётся потрудиться на стройке. Доводить до ума дома для железнодорожников его направило родное предприятие – локомотивное депо Москва-3. Взамен – ордер на квартиру. Жилплощадь-таки дали. Но сначала была война.


Про войну

– День начала Великой Отечественной я хорошо помню. 22 июня 1941 года стояла замечательная погода, мы с сестрой и братом ждали возвращения из города родителей, они всегда приезжали с подарками. Праздника не получилось. Весть о нападении Гитлера на СССР разлетелась молниеносно, наша деревня новость встретила слезами. До сих пор перед глазами заплаканные лица женщин и мужчин. В первые дни войны началась массовая мобилизация. Отец записался в добровольцы, но по здоровью не прошёл, его вернули обратно. О борьбе с врагом тогда говорили повсюду, мы с друзьями осенью 41-го тоже решили убежать на фронт. Не поверите, на паровозе добрались почти до Дмитрова. Мы машинистам воду таскали, они нас везли. Вот такой бартер. Но военные нас развернули обратно, всю ночь пешком домой добирались, родители чуть с ума не сошли, – об эпизоде из детства Анатолий Иванович говорит, смеясь.

Тем не менее свой скромный вклад в Великую Победу, ещё будучи юнцом, Анатолий Иванович внёс. Летом 1942 года началась его трудовая деятельность. Работать пришлось на предприятии по торфоразработке. Рядом с деревней находились торфяные болота, освоением которых занялись с началом войны, чтобы отапливать цеха оборонных предприятий. Трудилась ребятня в прямом смысле, не разгибая спины: таскали тяжёлые тачки с болот с утра до вечера. Современным школьникам не понять, как проводили летние каникулы их сверстники во время войны. За работу в период с 1942 по 1946 год Анатолий Фролов был награждён медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».


Про учёбу

После окончания войны, окрылённый Победой, Анатолий Фролов решил поступать в лётную школу в Воскресенске. Переубедили друзья, приведя железные аргументы.
– У тебя ведь дед, тётя, дядя на магистрали работают. Туда и тебе дорога, – уговаривали они меня. – Я согласился и поехал поступать в железнодорожное училище. Оно располагалось при Москве-3: внизу вагонное депо, наверху – слесарные мастерские для практики и учебные классы. Директор меня выслушал, а потом спросил: «Ты куришь?» – «Курю». Я привык говорить правду, но она не понравилась директору, и меня не взяли, – снова улыбается Анатолий Иванович. – Год я трудился почтальоном, потом снова пришёл поступать. На этот раз вредными привычками никто не интересовался, зато руководству понравилось, что, работая на торфоразработке, я являлся также заместителем секретаря комитета комсомола Загорского райпромкомбината. Меня взяли, во время учёбы я продолжил заниматься общественной деятельностью.

А вот высшее образование Анатолий Фролов так и не получил, хотя возможность попасть в МИИТ без экзаменов после окончания школы рабочей молодёжи у него была. Вместе с другом – в будущем ещё одним Героем Соцтруда, машинистом Москвы-3 Владимиром Резчиковым – они решили с поступлением повременить, но через пару лет, как говорится, поезд ушёл, льготы уже не действовали, и Анатолий Фролов принял решение поступать в железнодорожный техникум на вечернее отделение. Лекции лекциями, но именно самообразование – непрерывное, основанное на желании во всём докопаться до истины – сделало из Фролова машиниста с большой буквы. И вот он случай из практики.


Про работу

– После окончания училища мне предложили остаться и стать мастером. Но мой преподаватель-наставник Константин Мацнев, уважаемый человек, так и сказал: «Какой из тебя мастер, ты сначала пороху на производстве понюхай, потом приходи!». Начал свой путь на железной дороге я с депо Москва-3. Это депо, которое стало в России одним из пионеров освоения электровозов. Когда, несколько лет назад, его закрыли, я плакал, настолько обидно было! – говорит ветеран.

На производстве Анатолий Иванович себя проявил с первых дней. Работа на новых машинах приносила ему удовлетворение – и материальное, и моральное. Он мог часами сидеть в библиотеке, обложившись ПТЭ и технической литературой, и, как медики штудируют строение тела, он с усердием изучал строение локомотива, чтобы предугадать его возможные болезни. На железной дороге это называется выходом из положения. На деле, ещё будучи помощником машиниста, Анатолий Фролов мог собрать любую схему и даже в самой сложной ситуации поставить электровоз на ноги.
– Всё-таки машинист в середине прошлого века – это была величина. Классы присваивали даже помощникам, а право возглавить локомотивную бригаду нужно было ещё заслужить. Когда пришло моё время, начальник депо мне устроил проверку. Да такую, что я в жизни её не забуду. Борис Алексеевич Шелков был строгим, резким, но справедливым руководителем, – вспоминает ветеран. – Два с половиной часа он с комиссией меня экзаменовал. Я ответил на все вопросы, а в конце решил сумничать и оговорился – вместо 0,5 атмосферы сказал 1,5. Он меня из кабинета криками и выгнал, а через неделю снова пригласил. Мол, ты понял, почему выгнал? «Понял. На железной дороге нужно уметь держать язык за зубами». – «Правильно».

С повышением Анатолия Фролова начальник депо не прогадал. Благодаря профессионализму и трудолюбию машиниста предприятие постоянно добивалось высоких производственных показателей. Сам Анатолий Иванович является семикратным победителем соцсоревнований, ударником нескольких пятилеток, обладателем двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, звания Героя Социалистического Труда. В 1962 году он стал первым в СССР, кто провёл состав весом 3567 т. В 1984 году первым в стране провёл 24-вагонный пассажирский поезд. Последнее достижение сразу же возымело положительный общественный резонанс, поскольку способствовало снижению уровня неудовлетворённости пассажиров. Дело в том, что благосостояние граждан росло, и эта тенденция отчётливо стала прослеживаться в 80-е годы. Как результат, массовые путешествия людей на море поставили перед железнодорожниками вопрос: как справляться с повышенным спросом на пассажирские перевозки. Увеличение длины поездов на тот момент являлось единственным выходом из сложившейся ситуации.

Анатолий Фролов относится к той плеяде железнодорожников, которые всем сердцем и душой болели за производство. Ему важно было не только безопасно и в графике провести поезд, но и «привезти» экономию электроэнергии. Так экономично водить локомотивы в середине прошлого века на столичной магистрали мог, пожалуй, только Фролов. Более того, каждый раз машинист разрабатывал оптимальную технику ведения поезда по маршрутам, для того чтобы и его коллеги впоследствии могли рационально использовать энергоресурсы.

Неудивительно, что опыт почётного работника оказался востребованным в системе железнодорожного образования. В 1986 году, «понюхав пороху на производстве», он пришёл трудиться мастером производственного обучения в железнодорожный колледж №52.

Признания и авторитета Анатолий Иванович добился не только на стальной магистрали, но и по общественной линии. В 1980–1985 годах он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, был членом Московского городского совета профессиональных союзов, делегатом XXVI съезда КПСС, XVII съезда профсоюзов СССР. И по сей день Анатолий Иванович верен идеалам справедливости и коллективизма.
– Я на сто процентов человек советский, – сказал как отрезал Анатолий Фролов.

В строю ветеран и сегодня. Он является членом правления ассоциации Героев Соцтруда Москвы, в течение 12 лет был председателем ревизионной комиссии Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России».


Про главное

Железная дорога подарила Анатолию Ивановичу не только интересную работу, друзей, но и самое главное – любовь. Со своей будущей супругой Еленой Ивановной он познакомился на вечере в депо.
– Смотрю, девушка красивая. Я давно её приметил. Пригласил танцевать. Познакомились, Леной звать. На следующий танец снова приглашаю. А она говорит: «Я не Лена, а Женя». Вот дела, думаю. А они оказались близнецами, – улыбается ветеран.

Свадьбу с Еленой Ивановной сыграли в год формирования Московской железной дороги, в 1959 году. От этого брака в семье родилась дочь Ольга, которая в выборе профессии пошла по стопам родителей. Внук Максим тоже стал железнодорожником.

Анатолий Фролов – человек удивительной судьбы. Описание десятилетий его деятельности не уместится и на нескольких газетных страницах. Столько испытаний, событий, эмоций подарила ему жизнь! С высоты прожитых лет о ней он говорит с философским акцентом. Суть теории, впрочем, невероятно проста: в любых жизненных ситуациях всегда оставаться человеком. Если работать – то обязательно на совесть, если любить – то навсегда, если спасать кому-то жизнь – то рискуя своей собственной.

Наталья Щевелева
Фото автора




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв