18 ноября 2017 15:21

Станция высоких технологий

Автоматизация и цифровизация позволят сортировочной станции перерабатывать до 10 тыс. вагонов в сутки

Челябинск-Главный – уникальная сортировочная станция, на которой формируется более 100 поездов в сутки. Она имеет чётную, нечётную и пассажирскую системы. Причём ещё при проектировании станции была исключена враждебность маршрутов при выполнении поездных и маневровых операций. Такая схема окончательно сформировалась в годы войны. Хотя в настоящее время станции некуда расширяться, поскольку находится в центре города, она интенсивно развивается за счёт передовых технологий управления движением.
Неслучайно Центральная дирекция управления движением выбрала Челябинск-Главный местом проведения сетевого совещания, тема которого – «Техническое и технологическое развитие железнодорожных станций как ключевого элемента перевозочного процесса».

Вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов сказал, что этот форум даёт возможность его участникам познакомиться с работой одной из лучших на сети дорог станций – Челябинск-Главный и своими глазами увидеть те передовые методы управления, которые здесь применяются. Это очень важно в связи с ростом грузопотоков, который прогнозируется на сети дорог в ближайшие годы. Объёмы погрузки могут вырасти до 15% к 2025 году. Поэтому необходимо повысить качество перевозочного процесса.

Мы поднимаемся на центральный пост сортировочной горки. Из стеклянного эркера видно, что внизу разбегаются в обе стороны десятки путей, сверкающих на солнце или отражающих цветное зарево ночных огней и сигналов. С пронзительным визгом через тормозные позиции проскальзывают отцепы вагонов, чтобы занять своё место в составах.

В парке прибытия насчитывается 18 путей для приёма поездов. В сортировочном парке – 32 пути, они обслуживают до 20 назначений.
«Чётная и нечётная горки – два сердца нашей сортировочной станции, – рассказывает её начальник Алексей Пятидверный. – Возможности чётной горки позволяют одновременно распускать два поезда. Рекорд суточной переработки этого года мы поставили 25 июня, распустив на этой горке 5309 вагонов».

В прошлом году рост производительности труда на станции Челябинск-Главный составил 116%. Это выше, чем в среднем по компании. Алексей Пятидверный говорит, что коллектив станции нацелен, используя мощности этих двух сортировочных комплексов, достичь переработки 10 тыс. вагонов в сутки. Это позволят сделать новые технологии, которые и продемонстрировали участникам сетевой школы.

Мы увидели процесс параллельного роспуска вагонов. После проведённой в 2014 году комплексной модернизации этот процесс на сортировочной горке автоматизирован – внедрена система КСАУ СП, разработанная специалистами АО «НИИАС». Она позволяет производить роспуск составов без участия человека, обеспечивая необходимые режимы торможения на всех тормозных позициях на горках любой мощности. В настоящее время она внедрена на 20 сортировочных горках. Но в Челябинске-Главном возможности КСАУ СП дополняет система маневровой автоматической локомотивной сигнализации МАЛС, также не имеющая зарубежных аналогов. Она с мая 2015 года обеспечивает автоматизированные (без участия человека) манёвры и роспуск составов. А перемещение маневровых локомотивов отражается на цифровой модели станции с помощью спутниковой навигации.

При этом система сама контролирует правильность выполнения операций. На мониторах видеонаблюдения видно, что машинисты горочных тепловозов не вмешиваются в процесс управления локомотивами, а контроль за скоростью надвига составов на горку взяла на себя автоматика. Вагоны, скатывающиеся с горки, цепко затормаживают вагонные замедлители и аккуратно отпускают на предназначенные для них пути сортировочного парка, плотно их заполняя. Кстати, тормозных позиций здесь четыре, что является большой редкостью для классической сортировочной станции.

Но и это ещё не все инновации. Горочные операторы здесь больше не бегают с пачками растрёпанных бумажек сортировочных листков, сверяя номера вагонов в отцепах. Им доверены планшетные компьютеры, на которые поступает вся оперативная информация в режиме реального времени.

Усовершенствована и работа станционного центра обработки поездной информации и перевозочных документов. Впервые для сверки перевозочных документов с данными натурного листа поезда здесь применяют сканер для считывания штрихкода. Это сокращает время на сверку документов, которой раньше вручную занималась «техническая контора» станции.

Но не всё зависит только от внедрения сложных систем управления. Движенцы пересматривают и традиционные методы работы, это тоже даёт ощутимый эффект. Так, прибывающий поезд сначала проходит через автоматизированную видеосистему коммерческого осмотра груза и вагонов, с её помощью выявляют неисправности, угрожающие безопасности движения. Но она «не видит» состояния пломб и насколько закреплены грузы. Поэтому в парке приёма поезд обходили раньше две пары приёмщиков поездов, а технический осмотр узлов и деталей вагонов выполняли три пары вагонников. На станции решили: а почему не совместить коммерческий и технический осмотры, которые во многих деталях пересекаются? Вагонники прошли для этого специальное обучение и теперь вполне справляются с дополнительными обязанностями, за которые к тому же получают прибавку к зарплате. Главное, что это даёт, – из опасного междупутья выведены четыре работника в каждой смене.

Безлюдные и малолюдные технологии внедряются и на других станциях. А в будущем всех вас ждёт глобальная цифровизация, сказал, обращаясь к представителям других дорог, первый заместитель генерального директора ОАО «НИАС» Ефим Розенберг. «Цифровая дорога, – пояснил он, – это применение цифровых моделей пути, комплексов управления, которые приводят к полной автоматизации рутинных процессов и выработке управляющих решений. При этом используются спутниковые технологии, которые теперь входят во все комплексные элементы системы управления».

Всё это напрямую касается и ведущих участковых станций сети, руководителей которых впервые пригласили на совещание такого уровня. Заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник управления движением Анатолий Кужель объяснил это тем, что вагонопотоки, которые успешно формируются на ключевых сортировочных станциях, иногда теряют время в пути на участковых станциях. Коллективам этих станций надо перенимать передовой опыт.

Для сетевой школы выбрали место правильно: Челябинск-Главный – это и есть станция будущего, о которой много лет говорили. Причём уже не виртуальная, а реальная.

Артур Берзин
Москва – Челябинск – Москва


 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Гость 11.10.2017 22:57:11
Предлагаю ОАО "РЖД" способ автоматического ведения дислокации всего подвижного состава (патент РФ №2469897) более экономичный и надежный, чем спутниковый (без дополнительного оборудования подвижного состава, с синергическим положительным эффектом агрегируется со спутниковыми технологиями, системами идентификации п.с; заменяет системы, основанные на счете осей; "горочные операторы не будут бегать ... " вообще - не надо!). "Прорыв" в информационном обеспечении ИСУ ЖТ ... С уважением Ермаков Ал-др Никол.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30