23 октября 2017 20:10

Охотник за дефектами

Анатолий Зайцев, инженер-электромеханик, доктор экономических наук, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения

В «Гудке» регулярно публикуются материалы, посвящённые анализу технического состояния подвижного состава и верхнего строения пути при увеличении осевой нагрузки вагона.
Количество изломов рельсов за январь – май 2017 года выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, констатировал в статье «Ударное воздействие определяет ресурс» («Гудок», № 125 от 26.07.2017 года) главный научный сотрудник ВНИИЖТа Виктор Богданов.

Ситуация с вагонным парком, судя по отчётности, ещё хуже. Согласно данным аналитического отчёта Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) ОАО «РЖД», за первое полугодие по причине неисправности буксового узла отцеплено 1580 вагонов – в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Из-за неисправности колёсных пар отцеплено 317 вагонов против 27 вагонов за тот же период прошлого года, то есть отцепок по этой причине стало больше в 11,7 раза. Так что предупреждение разрушений элементов подвижного состава становится очень важной задачей.

Используемые технологии контроля за состоянием взаимодействующих элементов подвижного состава не предупреждают, а лишь фиксируют происходящий необратимый процесс разрушения. Основные диагностические средства, основанные на вибротехнологиях, на мой взгляд, своё отслужили. На смену им приходят новые разработки, например, созданная на основе акустической эмиссии многоуровневая сетевая напольная система диагностики экипажной части подвижного состава «ПАУК-11». Пост акустического ультразвукового контроля экипажной части подвижного состава этой отечественной системы предназначен для мониторинга и диагностики технического состояния поверхности катания колёсных пар локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава. Он обеспечивает автоматизированное формирование баз данных и рекомендаций по эксплуатационным режимам и необходимому сервисному обслуживанию. «ПАУК» фиксирует отклонение по ряду параметров (обводнение, механические примеси), установленных правилами по ремонту и содержанию буксового узла, а также появление поверхностных микротрещин, которые другими средствами не обнаруживаются. Это позволяет исключить аварийные события, так как отклонения от норм выявляются на начальном этапе, при этом система прогнозирует примерный пробег подвижного состава до начала разрушения его узла или детали.

Прогностический комплекс «ПАУК-11» прошёл эксплуатационные испытания на 138-м км линии Гатчина – Усть-Луга ОЖД. За 49 дней система выявила дефекты поверхности катания у 782 из 3352 протестированных колёсных пар (23,3%), из них с выщербинами – 443 пары (56,6%). Недопустимые дефекты поверхности выявлены у 95 колёсных пар (12,1%). Все эти дефекты подтвердились при визуальном осмотре. В итоге было отцеплено 89 (10,6%) вагонов.

Результаты испытаний системы «ПАУК-11» показали, что отчёт ПКБ ЦВ, зафиксировавший увеличение числа отцепок вагонов из-за неисправности колёсных пар и других узлов в первом полугодии 2017 года, не в полной мере отражает глубину проблемы.

Оценка системой «ПАУК-11» поверхности катания колёс не зависит от человеческого фактора и даёт материал для работы над устранением запущенной болезни на стыке колеса и рельса. Это особенно важно сегодня, когда в режиме испытаний со скоростью 100 км/ч обращаются полувагоны с осевой нагрузкой 27 тс. С помощью системы «ПАУК» мы можем прогнозировать, сколько может пройти колесо. При сегодняшних пробегах подвижного состава выявление дефектов и ремонт подвижного состава в пути следования, возможные аварии станут причиной задержки доставки грузов. Вагон и локомотив должны быть исправны на протяжении всего пути – это суть полигонных технологий, залог бесперебойной работы железных дорог в независимости от дальности и пределов полигонов. Поэтому, уверен, следует ускорить процедуру признания комплекса «ПАУК-11» и принять его на вооружение на сети дорог.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31