18 ноября 2017 15:15

Откос под контролем

Система контроля за состоянием деформирующихся насыпей, разработанная молодыми путейцами Западно-Сибирской дороги, успешно прошла испытания и сейчас дорабатывается. Новшество способно сэкономить миллионы рублей и исключить человеческий фактор при оценке устойчивости земляного полотна высоких насыпей.
Как рассказал главный инженер службы пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Руслан Шаньгин, анализ показал, что только на полигоне ЗСЖД эксплуатируется 180 потенциально опасных участков общей протяжённостью 63,2 км, которые требуют постоянного визуального и инструментального контроля из-за риска размывания и обвала грунта, что может стать причиной крушения поездов.

Ответственность за этот контроль лежит на работниках путевого хозяйства. При этом случаи деформации земляного полотна происходят регулярно, что говорит о несовершенстве существующей системы наблюдения за его состоянием. Сейчас на таких участках в опасные периоды – весной и осенью – для контроля выставляют круглосуточные посты. При этой системе приходится отвлекать людей от работы над текущим содержанием пути, погрешность в результатах измерения довольно высокая. Разработкой автоматизированной диагностической системы СН-1 в Инской дистанции пути занялись полтора года назад. «В основу положен принцип работы гироскопа – устройства, реагирующего на изменение угла наклона», – пояснила одна из разработчиков, инженер производственно-технического отдела дистанции Кристина Челядинова.

Небольшой чувствительный датчик контроля, помещённый в металлическую капсулу, устанавливается вглубь откоса на потенциально опасном участке и реагирует на малейшие изменения положения грунта. При внезапной деформации насыпи устройство по радиосвязи передаёт сигнал на блок сбора и обработки данных (БСОД), закреплённый на опоре контактной сети, а далее информация поступает на рабочие места ответственного сотрудника, а также в виде СМС на мобильные телефоны дорожного мастера, начальника дистанции пути и других работников.

Изготовлено 15 опытных образцов датчиков, успешно проведены их испытания. Совместно со специалистами Сибирского госуниверситета путей сообщения разработана методика их установки. Один блок сбора и обработки данных может обслуживать до 60 датчиков контроля.
«Дорабатываем устройство, в частности требуется увеличить срок действия аккумуляторной батареи, чтобы датчик мог работать как минимум один сезон без подзарядки», – рассказала Кристина Челядинова.

Себестоимость одного устройства – около 1 тыс. руб. В случае внедрения системы годовой экономический эффект за счёт экономии фонда оплаты труда и материалов, затрачиваемых на визуальный и инструментальный контроль, составит в дистанции 624 тыс. руб., а на сети – 30,9 млн. Но всё же основное достоинство системы – непрерывный и надёжный контроль земляного полотна.

Александр Матвеев,
соб. корр. «Гудка»
Новосибирск




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30