21 сентября 2017
06:18

Дефицита зерновозов нет

В России вновь вырастили небывалый урожай зерновых. Для организации бесперебойного вывоза зерна на экспорт и взаимодействия всех участников перевозочного процесса в Минсельхозе России создан оперативный штаб по мониторингу и регулированию рынка зерна, который возглавил первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В состав штаба вошли представители Минсельхоза, Минтранса, ОАО «РЖД», экспортёров и трейдеров, экспертного сообщества, а также производители зерна.
Вчера на заседании оперативного штаба в Минсельхозе было заявлено, что урожай может составить до 135 млн тонн, тогда как в прошлом году собрали 120 млн тонн зерна. Это объясняется ростом урожайности зерновых в среднем на 20–30% с каждого гектара посевных площадей.

Поэтому и вырос спрос на железнодорожные перевозки. Как сообщил начальник отдела анализа деятельности участников транспортного рынка Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Михаил Семенчин, за восемь месяцев текущего года погрузка зерна на железной дороге составила 12,4 млн тонн, что на 10,8% выше уровня прошлого года (11,2 млн тонн). На экспорт за восемь месяцев прошлого года было отправлено 5,1 млн тонн, а в этом – уже 6,4 млн тонн. Причём за первую декаду сентября погрузка зерна на сети дорог в целом увеличилась на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, но при этом экспорт по сравнению с тем же периодом вырос на 50,7%.

Крупные грузоотправители, которые заблаговременно зарезервировали специальный подвижной состав и грамотно спланировали свою логистику, проблем с перевозкой урожая не испытывают. Это нам подтвердили и в компании «Русагротранс»: вагоны предоставляются в соответствии с планом-графиком, согласованным с портами.

Что же касается небольших компаний, то они пытаются брать вагоны на спотовом рынке без гарантий погрузки, что не всегда удаётся. В прошлом году с перевозками не было проблем. Не наблюдалось и такого ажиотажа вокруг подвижного состава.
– Главная проблема сегодня – фактически нет свободных вагонов для перевозки зерна, – сказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. – Весь подвижной состав, предназначенный для этих целей, по словам участников рынка, расписан на несколько месяцев вперёд, вплоть до Нового года.

Всё дело в том, что в этом году собрали большой урожай зерновых, и все одновременно ринулись отправлять свою продукцию, в том числе на экспорт. В результате возникла определённая напряжённость с зерновозами на рынке, и особенно в районах Поволжья, где большие объёмы заготовки зерна и для их перевозки требуется железнодорожный транспорт.

А вот что говорит по этому поводу Михаил Семенчин:
– Дефицита зерновозов нет. Подсчитано, что для вывоза всего прогнозируемого урожая зерновых экспортёрам достаточно 32,5 тыс. единиц подвижного состава. Между тем парк вагонов-зерновозов на сети дорог насчитывает 40 тыс. единиц. Хотелось бы напомнить, что ОАО «РЖД» не располагает собственным парком вагонов-зерновозов. В этих условиях необходима слаженная работа всех участников перевозочного процесса. Сегодня весь наличный парк находится в управлении операторов подвижного состава или собственников.

Заметим, что производство вагонов-зерновозов в этом году выросло более чем на 50%, и операторы закупили их свыше 1700 единиц.

Очевидно, дело не в количестве вагонов, а в их обороте. По словам Михаила Семенчина, ОАО «РЖД» вот уже несколько лет проводит последовательную системную работу по ускорению оборота вагонов-зерновозов, что уже дало положительные результаты. За два года средний оборот вагонов снизился на 20%: с 25 суток в 2015 году до 20 суток в 2017-м. Другое дело, что грузоотправители и грузополучатели не всегда эффективно управляют своим парком. Нередко вагоны используются как банальные склады на колёсах.

Вот несколько цифр, которые характеризуют эту ситуацию. За восемь месяцев текущего года среднее время нахождения зерновозов под погрузкой превышало 85 часов, а на отдельных дорогах – больше 130 часов. А среднее время нахождения зерновоза под выгрузкой за тот же период превысило 60 часов, а на отдельных дорогах – более 150 часов. Уменьшение этих простоев позволит высвободить дополнительные погрузочные ресурсы.

По данным Центральной дирекции управления движением, в настоящее время основной зерновой поток идёт на Северо-Кавказскую железную дорогу – в направлении ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», АО «Зерновой терминал «КСК» на станции Новороссийск, АО «Туапсинский морской торговый порт», ООО «Аутспан Интернешнл» на станции Азов, АО «Ейский портовый элеватор» на станции Ейск.

За восемь месяцев этого года погрузка зерновых грузов в адрес российских портов возросла на 39,4%, или на 1,3 млн тонн к прошлому году, составив 4,8 млн тонн, в том числе через Новороссийск перевезено 3,4 млн тонн (+71,8%), через Туапсе – 1,2 млн тонн (–3%).

При этом ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», АО «Зерновой терминал «КСК» не обеспечивают выгрузку вагонов в соответствии с перерабатывающими способностями. Так, из-за ремонта элеватора на Новороссийском комбинате хлебопродуктов выгрузка не превышает 114 вагонов в среднем в сутки при перерабатывающих способностях 150 вагонов в сутки. Между тем на Северо-Кавказской дороге находятся 1159 вагонов, в том числе 218 вагонов на станции Новороссийск в адрес этого получателя. При наличии на той же дороге 890 вагонов с зерном в адрес Новороссийского зернового терминала выгрузка составляет там только 179 вагонов в сутки.

Кроме того, при избытке грузов назначением на Новороссийский комбинат хлебопродуктов и Новороссийский зерновой терминал практически не загружены мощности АО «Зерновой терминал «КСК». Выгрузка там не превышает 49 вагонов в сутки при перерабатывающих способностях 100 вагонов в сутки. Аналогичная ситуация складывается и в Туапсинском морском торговом порту. Выгружается 95 вагонов среднем в сутки при норме 120. Между тем в адрес этого порта отправлено 399 вагонов с зерном.

Грузоотправители могли бы использовать свободные мощности портов Санкт-Петербург и Калининград, в том числе с выгрузкой зерна по прямому варианту – из вагона на борт судна. А также воспользоваться такой услугой ОАО «РЖД», как перевозка грузов по расписанию, и «Грузовым экспрессом». С начала текущего года в рамках данной услуги сформировано и отправлено 819 поездов, из них 763 поезда – на Северо-Кавказской железной дороге.

По прогнозам ЦФТО, до конца года будет перевезено 21,3 млн тонн зерна, в том числе 11 млн – на экспорт.

Карен Агабабян
Сергей Евсеев


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса