21 ноября 2018 21:10

Технопарк на базе университета

Среднее профильное образование более востребовано у молодёжи, чем высшее техническое

Самарский государственный университет путей сообщения готовит высококвалифицированных специалистов для железнодорожной отрасли и транспортно-логистического кластера России.

– Дмитрий Валерианович, летом Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования за 2017 год. Как выглядит СамГУПС на фоне отраслевых и классических вузов?
– Деятельность нашего университета признана эффективной. Практически все основные показатели, в том числе научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, заработная плата, трудоустройство, находятся в «зелёной» зоне. В «красной» зоне (невыполнение) остаётся лишь образовательная деятельность, и это связано со средним баллом ЕГЭ. Этот показатель – отражение специфики транспортных вузов: основу набора составляют абитуриенты, поступающие по целевым договорам, и, как правило, это ребята из удалённых населённых пунктов.
В этом году план по приёму по программе высшего образования выполнен. На дневную форму обучения зачислено на 20% абитуриентов больше, чем в 2016-м, – более 4180 человек. По заочной форме обучения приёмная кампания продолжается до 15 сентября, но уже зачислено более 1150 первокурсников. Важно, что наметился перелом в гуманитарных и технических предпочтениях выпускников школ: пять лет назад только 25% самарских одиннадцатиклассников сдавали физику в качестве основного предмета, сегодня – 40%. Ребята выбирают транспортный вуз, так как понимают, что это престижно и обеспечит стабильную работу в будущем. Выросло количество студентов технических специальностей, которые будут учиться на платной основе. Отрадно, что родители готовы вкладывать средства в образование детей именно по транспортным специальностям.

– Что нового ждёт студентов в новом учебном году?
– Мы уделяем большое внимание внутреннему развитию вуза: совершенствованию образовательных программ и качеству услуг, обновлению лабораторной базы. На особом контроле – условия в общежитиях и досуг студентов. В этом году в общежитии № 2 улучшены условия проживания в 48 комнатах, появились четыре комнаты повышенной комфортности, капитально отремонтированы 80 санузлов, 16 кухонь. Все комнаты оснащены широкополосным доступом в Интернет. Готово общежитие гостиничного типа для студентов и участников международных конференций и форумов. Приятным сюрпризом для первокурсников станет современный концертный зал. В университете реализуется комплексная программа создания безбарьерной среды, которая включает оснащение корпусов и аудиторий всеми видами доступности для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для людей с нарушениями опорно-двигательных функций и других маломобильных групп.
Активно развиваются гражданско-правовое и патриотическое воспитание, волонтёрское движение, творческое направление и спорт. И результаты есть. Только по итогам прошлого учебного года копилка наград СамГУПСа значительно пополнилась. Так, студентка Ирина Иванова заняла первое место на первенстве России по пауэрлифтингу среди юниоров и на Всероссийском мастерском турнире по трое­борью. Глеб Шумилов возглавил пьедестал почёта на первенстве России по самбо. Мария Арсентьева завоевала «серебро» на Кубке России по плаванию. Наши сборные команды отлично показали себя на Спартакиаде студентов транспортных вузов в рамках Транспортной недели в Москве.
Наши талантливые студенты побеждали во Всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Невские берега», Открытом международном телевизионном конкурсе-фестивале «Таланты России», Международном конкурсе «Выше радуги» и многих других.
В прошлом году наш студент, а ныне аспирант Сергей Фроленков получил Гран-при конкурса «Студент года – 2016» Самарской области.
Эти победы, безусловно, радуют, но ещё более важно – научить ребят использовать все ресурсы и возможности для реализации своего потенциала.

– У Минобрнауки есть ряд претензий к филиальной сети отраслевых вузов. Насколько эффективно работают колледжи и техникумы, входящие в состав СамГУПСа?
– В структуру университетского комплекса СамГУПСа входят 10 филиалов, реализующих программы среднего профильного образования. Главный критерий успешности филиалов – востребованность выпускников на железной дороге, положительные отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов.
Наши выпускники получают не только квалификацию «техник», но и несколько рабочих квалификаций. Сегодня среднее профильное образование более востребовано у молодёжи, чем высшее техническое. И это тоже тренд, связанный с реформой образования и новым федеральным законом «Об образовании в РФ». Это закономерно, ведь для работы в транспортной системе требуется больше технических сотрудников, чем инженеров. Особенно это касается линейных предприятий, где востребованы специалисты нижнего уровня – выпускники техникумов и колледжей.
Закон «Об образовании», к слову, задаёт принципиально новую модель учебного заведения. Например, техникум должен иметь в своём составе стадион широкого профиля с беговыми дорожками и элементами полосы препятствий. В прошлом году в Кирове мы создали железнодорожный техникум – филиал СамГУПСа на базе учебного заведения, ранее подведомственного МИИТу. Стадиона там никогда не было, но учебное заведение должно работать. Со временем стадион появится, но процесс лицензирования идёт уже сейчас. Без лицензии начинать учебный процесс нельзя, но там есть студенты, ранее обучавшиеся в Кировском филиале МИИТа. Как быть? А ведь Горьковская дорога нуждается в кадрах в большей степени именно в Кировской области. Техникум нужен, развивать материально-техническую базу нужно, строить общежития и стадион нужно. По сути, требуется государственная поддержка. Будем надеяться, что вопрос решится положительно.

– Оптимизация учебных заведений – нынешний тренд в сфере образования. Ждёт ли СамГУПС реорганизация или изменение структуры?
– Как и любой другой университет, СамГУПС – живой организм, который развивается, меняется в зависимости от целей и задач. Разработана «Дорожная карта развития университета», и изменения затронут как головной вуз, так и филиалы. За последний год наша филиальная сеть пополнилась подразделениями – помимо кировского, начал работу филиал в Нижнем Новгороде, где ведётся обучение по программам среднего профессионального и высшего образования. В Саратовском филиале расширяем спектр образовательных услуг – вводим подготовку по программам высшего образования. Укрупняются кафедры, на всех уровнях появляются молодые руководители. Чётче прорисовываются контуры будущих дирекций образовательных программ.
В то же время в этом году прекращена подготовка по программам высшего образования в Уфе, Рузаевке и Орске. Это стало следствием избытка специалистов с высшим образованием в районах тяготения этих филиалов. При этом Рузаевка – узловая станция, и специалисты со средним профильным образованием там более востребованы. Мы можем готовить их в Самаре, но не факт, что выпускники поедут в Рузаевку. Решение есть: необходимо создавать в регионах на базе бывших институтов инженерные классы. Это поможет сориентировать школьников на поступление в отраслевые учебные заведения в других городах, а после обучения вернуться на малую родину.

– Как изменилась за последние годы материально-техническая база университета?
– В составе комплекса 731 учебная аудитория – это 38,7% от общего количества помещений, а также 358 специализированных аудиторий-лабораторий. Только в 2016 году закуплено оборудование на сумму около 2 млн руб., в том числе три лабораторных стенда «Электрические преобразователи подвижного состава», два стенда «Электрические машины» и «Тренажёр по подготовке электрического механизма СЦБ», восемь стендов «Электроника и микропроцессорная техника». Для подготовки специалистов по направлению «Мехатроника и робототехника» в головном вузе приобретён учебный комплекс ДП-ЛС-ПНЕВМ-01 для проведения исследований по изучению принципов работы пневмоавтоматических систем с управлением на пневмоэлементах и электронным контроллером. Стенд рассчитан на одновременную работу двух групп по четыре человека в каждой. В целом состояние учебно-материальной базы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Одна из отличительных особенностей СамГУПСа – наличие инновационной лаборатории последнего поколения. Это тренажёрный комплекс для подготовки оперативного персонала сортировочной горки (ТК ОПСГ). Компьютерная система комплекса моделирует все процессы по формированию и расформированию составов, оперативно оценивает динамично меняющуюся ситуацию, принимает обоснованные решения и обеспечивает грамотную управляемость движения вагонов. Приобретение тренажёра не только обеспечивает учебный процесс на базе высокотехнологичного оборудования, но и повышает престиж вуза.
В рамках программно-целевого управления в университете реализуется несколько новых направлений. Например, программа «Оснащение поточных аудиторий» подразумевает создание современных аудиторий, полностью обеспечивающих потребности при организации учебного процесса. Программа «Центры проверки остаточных знаний» направлена на разделение процедур обучения и аттестации в целях профилактики коррупции. По этой же программе мы проверяем уровень компетенций у студентов. Программа «Виртуальная железная дорога» предусматривает обучение на реальных объектах транспортного комплекса, чтобы студенты ещё во время учёбы знакомились с техническим оснащением участка своего будущего места работы.
Есть проблема оснащения вуза современными тренажёрными комплексами для подготовки машинистов в филиалах. Оборудование стоит дорого. Например, на тренажёр «Ласточка» нужно порядка 100 млн руб. Для сравнения: ежегодный бюджет университетского комплекса по статье «Учебно-лабораторное оборудование» – 5 млн руб.
На обучении инженеров денег не заработаешь. Поэтому должен измениться подход к финансированию университетов либо к подготовке специалистов. Например, следует внести в программу пункт – обучение студентов на тренажёре «Ласточка» в Сочи, где такое оборудование имеется. Подготовка специалистов требует вложений. Приведу лишь один пример. В этом году у нас состоялся первый выпуск по специализации «Высокоскоростной транспорт». Выпускники есть, а отрасли такой пока нет. Да, ребята нашли себя на железных дорогах, но это тот случай, когда мы опередили время. С другой стороны, любая техника устаревает быстрее, чем мы успеваем подготовить специалиста. Одним из решений проблемы станет создание технопарка на базе университета, где будущие специалисты уже будут работать с инновационными образцами техники.

– Что предусматривает концепция технопарка на базе факультета «Подвижной состав и путевые машины» СамГУПСа?
– Концепция, которую мы разработали в прошлом году, представляет собой свод направлений, целей и задач, которые определяют основной вектор развития транспортной отрасли в стране. Мощности факультета располагаются на учебном полигоне на улице Литвинова в Самаре в непосредственной близости от железной дороги. Эта площадка кардинально отличает наш университет от других транспортных вузов страны: по сути, это собственная учебно-производственная база, где есть путевое хозяйство, ангар для хранения подвижного состава, учебные и лабораторные корпуса, подъездной путь и возможность примыкания к сети на станции Безы­мянка. На первый взгляд содержание имущественного комплекса подразумевает большие затраты, но ведь железнодорожная наука – это всегда капиталоёмкие исследования. В нашем случае затраты минимизируются за счёт восстановления подъездного пути, который даёт возможность завезти на площадку университета любые образцы подвижного состава и стрелочного перевода. Так возникла идея создать на базе полигона Центр испытания новой техники и её сертификации в одном месте. Технопарк сконцентрирует на одной площадке организационно-технические решения для получения инновационных продуктов. Но самое главное – приблизит процесс образования наших студентов к практике, интегрирует процесс создания инноваций через образование.
Приведу в качестве примера проект высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва – Казань и Москва – Пекин. Вопрос трассировки находится в стадии проработки, и не исключено, что трасса ВСМ пройдёт через Самару. Лично я убеждён, что направление на Екатеринбург будет строиться через Самару и Оренбург в обход Уральского хребта. Шансы Самары увеличиваются, так как это центр космического и авиастроения, мощный производственный кластер. Тема актуальная и перспективная. ВСМ – это принципиально новая транспортная система, новый инфраструктурный комплекс. Уже сегодня необходимы площадки для испытания новых устройств и техники ВСМ. В ноябре прошлого года Самарская область подписала соглашение о сотрудничестве с китайской провинцией Сычуань по проекту «Волга – Янцзы». В составе делегации Самарской области были и представители СамГУПСа.
По уровню экономического развития Сычуань находится на четвёртом месте среди провинций КНР, это центр производства высокоскоростного транспорта в Китае. При Юго-Западном университете Цзяотун созданы ключевые государственные лаборатории, которые на основе заимствованных образцов разрабатывают собственные узлы и детали для высокоскоростного транспорта: после изучения зарубежного образца запускаются программа исследований и локализация производства. Наши китайские парт­нёры в лице Пекинского транспортного университета готовы выступить соучредителем совместного предприятия по производству комплектующих для инфраструктуры высокоскоростного движения. Мы провели ряд встреч, специалисты из Китая осмотрели нашу площадку. Переговоры по созданию технопарка продолжаются.
У нас на полигоне фактически уже создан прообраз ключевой государственной лаборатории. Есть компьютерные мощности и аппаратно-программный комплекс для виртуальных испытаний техники. Требуются лишь дооснащение базы и статус технопарка. И самое важное – у нас есть специалисты и учёные для создания инновационного продукта.

– Чем может гордиться научная школа СамГУПСа?
– Наша научная школа – это девять направлений, более 45 докторов наук и 250 кандидатов наук, 1200 студентов, вовлечённых в научную деятельность. В составе университета два научно-исследовательских института, научно-образовательные центры прикладных исследований, центр транспортной безопасности и ряд профильных лабораторий.
Молодёжь – основа генерации научных открытий, поисков и исследований. Задача вузов – помочь молодым студентам и аспирантам раскрыть свой потенциал. Студенческое научное сообщество и создаёт предпосылки для выработки инновационных продуктов. Это касается и альтернативной энергетики, и видов транспорта, и робототехнической техники. Например, есть идея создать монорельсовый транспорт, интерактивные остановки общественного транспорта, различные мобильные приложения для информирования пассажиров. К слову, многие идеи могут получить развитие на площадке университета на улице Литвинова. Например, в Самаре нет Детской железной дороги, а на базе технопарка вполне можно создать альтернативный рельсовый вид транспорта, который не только станет образовательно-развлекательным объектом, но и точкой притяжения для юных исследователей. Разработки по возможной реализации этой транспортной системы изложены в творческих работах наших студентов.
В течение учебного года у нас проходят заседания секций студенческого научного общества, а также молодых исследователей из числа аспирантов. На научно-практической конференции по итогам работы секций публикуется более 200 лучших докладов в сборнике научных студенческих работ СамГУПСа. Нередко с такими сборниками работают солидные научные организации. Деятельность студенческого научного общества курируют учёные, которые помогают понять специфику, подтолкнуть к научному творчеству и осмыслению проблемы.

– Как вы оцениваете состояние и перспективы сотрудничества СамГУПСа с техническими вузами других стран?
– Можно выделить два основных направления международной деятельности университета: восточное (КНР) и западное (Германия, Словения). Определены стратегические партнёры: Пекинский транспортный университет, Юго-Западный университет Цзяотун, который входит в ТОП-50 лучших университетов Китая, Дрезденский технический университет (ФРГ) и Мариборский университет (Словения) – второй крупнейший университет страны после Люблянского. Наш магистрант Татьяна Солошенко получила возможность пройти обучение в Мариборском университете по программе международного обмена Erasmus+.
Ведём переговоры с руководством ряда китайских учебных заведений о подписании соглашения о сотрудничестве, которым предусмотрено обучение китайских студентов в СамГУПСе. В июле 20 студентов из Поднебесной уже прошли летнюю языковую школу в нашем университете. Активно сотрудничаем и с транспортными вузами стран СНГ.

Беседовал Дмитрий Попов


 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Контролер 06.09.2017 21:41:57
Со слов слухмейкеров... Интервьюер Дмитрий Попов приятель к.э.н. Олега Москвичева, продавленного респондентом-ректором Дмитрием Железновымв зав. кафедрой УЭР СамГУПС вопреки воле большинства членов кафедры... И поэтому со стороны Попова нет  для ректора неудобных вопросов (см.: http://sajt-artura-borodina.mozello.ru/novosti/params/post/1289226/ )
Владимир Солодов 24.11.2017 18:55:27
Применительно к СамГУПС требуется дальнейшее расследование целесообразной траты бюджетных средств на покупку в Новосибирске двух тренажеров «Оператор сортировочной горки» по завышенной, по мнению специалистов, цене при различии стоимости тренажеров в сотни тысяч рублей… По вызывающим сомнения сметам на ремонт общежитий, закупку оргтехники и мебели в общежитие повышенной комфортности… По неподдающейся логике расходования бюджетных средств на выполнение научных исследований сторонними фирмами и сторонними исполнителями…
Будем оптимистами и поверим, что слова первого заместителя генерального прокурора Александра Буксмана, что основными нарушителями закона о коррупции являются в основном территориальные чиновники, произнесены не напрасно и найдут нарушителей закона: «Они предоставляют неполную или недостоверную информацию о доходах, занижают стоимость сделок (на покупку имущества — прим. редакции) или переводят их (договоры на покупку имущества — прим. редакции) на родственников. Все равно поступит информация в прокуратуру, которая выведет их на чистую воду»… Судебный аппарат уже имеет особую тактику, если чиновник уже распорядился имуществом (например, продал его). В этом случае суд взыскивает с него эквивалентную стоимость отсутствующего имущества» [https://pasmi.ru/archive/197646/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com 23.11.17]…
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв