14 ноября 2018 09:45

Встречное движение

Узбекистан предложил Таджикистану возобновить железнодорожное сообщение между республиками по кратчайшему маршруту.


Речь идет о восстановлении железнодорожного участка Амузанг – Галаба на железнодорожной линии Термез – Курган-Тюбе протяженностью 218 км, которая эксплуатировалась с 1974 года. «Будет экономически нецелесообразно наладить только лишь одни пассажирские перевозки через участок Амузанг – Галаба. Если вводить в строй этот путь, нам необходимо будет пропускать здесь и грузы тоже. Мы предлагаем, чтобы таджикской стороной была предоставлена возможность и грузового сообщения. Поэтому сейчас ожидаем, какое будет принято решение», – сообщил главный менеджер – главный инженер АО «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ, Узбекская железная дорога) Хуснутдин Хасилов.

Напомним, железнодорожное сообщение на перегоне Амузанг – Галаба было приостановлено в конце ноября 2011 года по решению УТЙ. По официальной версии – в связи с разрушением несущих опор железнодорожного моста. А в апреле 2012 года здесь были демонтированы и железнодорожные пути под предлогом ветхости.

Перегон соединял Хатлонский участок Таджикской железной дороги с основными магистральными путями. И только в 2016 году, когда была сдана в эксплуатацию железная дорога Душанбе – Вахдат – Курган-Тюбе – Куляб, возобновилось пассажирское и грузовое сообщение из Хатлонской области.

Как отметил начальник управления путевого хозяйства УТЙ Тахир Исматиллаев, для восстановления участка необходимо провести ремонт верхнего строения пути, так как железнодорожное полотно и мост на перегоне остались. «Если решение будет принято и нам дадут материалы, начнем укладывать. Однако нужно учитывать, что рельсы и крепления мы закупаем в России, так как запас специально не создавался и на складе необходимого объема материалов для восстановления участка нет. Поэтому быстро не получится», – пояснил он.

Между тем официального обращения узбекских коллег в ГУП «Таджикская железная дорога» (ТЖД) пока не поступало, сообщил начальник отдела внешних связей Исмаил Исмаилов. Но ТЖД заинтересована в том, чтобы возобновить движение на участке не только в пассажирском, но и грузовом сообщении. «Кроме того, сразу после демонтажа перегона ТЖД предлагала узбекским коллегам техническую помощь в его восстановлении, причем неоднократно, но наше предложение не было поддержано», – уточнил он.

При этом ТЖД заинтересована именно в грузовом движении. Участок примыкает к Хатлонской области на юге Таджикистана с населением более 3 млн человек. Здесь активно развиваются промышленные предприятия, ведется добыча нефти, газа и каменной соли, строятся перерабатывающие заводы, которым необходимо оборудование. «И поэтому есть острая необходимость в экспорте и импорте товаров по кратчайшему пути через территорию Узбекистана и выходе в другие страны. Потенциал железнодорожного сообщения на этом участке очень большой. Мы просчитали, что около 5 млн тонн в год может составить объем грузов с юга Таджикистана», – говорит Исмаил Исмаилов.

Стоит отметить, что взаимовыгодные предложения стороны делают друг другу довольно регулярно. Как уже сообщал «Гудок», в январе 2017 года на заседании таджикско-узбекской межправительственной комиссии обсуждался вопрос о возможности прокладки железнодорожного маршрута из Таджикистана в Россию через Узбекистан (Душанбе – Пахтаабад – Бойсун –Карши – Тошгузар) и далее в Казахстан в обход Туркменистана. Но договоренности не были достигнуты, так как на это негативно отреагировало Министерство иностранных дел Туркменистана. Восстановление участка Амузанг – Галаба не затрагивает экономические амбиции третьей стороны, поэтому при взаимном стремлении партнеров соглашение может быть принято. Правда, уже не на межведомственном уровне двух железнодорожных администраций, а на межправительственном, так как решение вопроса слишком затянулось, на долгие шесть лет, резюмировал Исмаил Исмаилов.

Елена Кудрявцева



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв