10 декабря 2018 22:58

Через Малое кольцо – без смены тяги

Электрификация соединительных ветвей станет прорывом в технологии грузовой работы

В 2017 году укрепились позиции Московской магистрали в качестве лидера среди железных дорог России по объёму пассажирского движения. Здесь выполняется четверть пассажирских и более половины пригородных перевозок сети. Развивается и пассажирское движение с повышенными скоростями.
Оборотная сторона этого процесса – дефицит пропускных способностей для грузового движения на Ярославском, Горьковском, Казанском, Курском и Смоленском направлениях. На этот момент и обратил особое внимание, открывая заседание технико-технологического совета МЖД, исполняющий обязанности начальника дороги Дмитрий Шулянский.

В 2017 году размеры движения пассажирских и пригородных поездов в Мосузле (внутри БМО) составляют 2501 пару поездов в сутки, из них 127 пар дальних пассажирских поездов, 2374 – пригородных и «дневных экспресса». В пиковые часы интервал их отправления на ряде направлений Мосузла составляет всего 5–6 мин. Вклиниться в этот график грузовым поездам становится всё сложнее. Главным проектом десятилетия стала организация пассажирского движения на Малом кольце. Тенденция опережающего развития пассажирских перевозок оказала существенное влияние на всю систему грузоперевозок и местной грузовой работы в пределах Большого кольца (БМО).
– Пришло время обрести новое качество и в организации грузового движения, – считает начальник Московской дирекции управления движением Сергей Кобзев. – Начавшиеся изменения тесно увязаны с новыми технологиями, с развитием территорий столицы и Московской области, перераспределением транспортных потоков, строительством терминально-логистических центров.

Очень важно, что за счёт ресурса грузового движения по третьему главному пути МЦК сохранена возможность обслуживания грузовладельцев и городской промышленности, пропуск транзитного грузопотока по кратчайшему расстоянию. Но для достижения максимальной эффективности, отметил Сергей Кобзев, необходимо, в частности, электрифицировать соединительные ветви между Малым кольцом и радиальными направлениями. Это станет существенным, прорывным элементом общей стратегии.

В настоящее время по инициативе начальника МЖД Владимира Молдавера прорабатывается и оценивается эффективность внедрения системы специализации железнодорожных ходов, которая рассматривается как глобальное направление бережливости. Специализация, как ожидается, должна увеличить пропускные способности за счёт улучшения технологии работы станций и участков без капитального строительства. С учётом предложений Института экономики развития транспорта (АО «ИЭРТ») в Московской дирекции управления движением разрабатываются этапы изменения технологии работы станции Люблино-Сортировочное, где будет сконцентрирована основная грузовая работа Мосузла, а также участковых станций Перово и Лосиноостровская, где объёмы грузовой работы в будущем значительно снизятся.

Новая технология, пояснил Сергей Кобзев, сократит сроки доставки грузов внутри Мосузла, исключит повторную переработку на сортировочных горках в пределах Мосузла, обеспечит транзит по кратчайшим расстояниям, снизит простой транзитного вагона, распределит тяговые ресурсы эксплуатационных локомотивных депо, вследствие чего понадобится задействовать меньше локомотивов. В результате повысится производительность труда и уменьшится себестоимость переработки вагона.

На первом этапе, не требующем капиталовложений, технологические изменения затронули планы формирования для пяти опорных станций по развозу местного груза в пределах БМО – Люблино-Сортировочное, Перово, Лосиноостровская, Бекасово-Сортировочное, Орехово-Зуево.
– С целью оптимизации эксплуатационных расходов при переработке грузовых вагонов была сделана ставка на концентрацию сортировочной работы на станции Люблино-Сортировочное, – доложил Сергей Кобзев. – Выбор именно этой станции на юго-востоке Москвы обоснован её расположением, наличием выходов на все основные направления и достаточной проектной мощностью её двух сортировочных систем. В 2017 году станции Перово и Лосиноостровская в связи с падением объёма работы переведены в разряд участковых. Сортировочная горка станции Перово законсервирована, а вагонопоток перераспределён на крупнейшую в Москве станцию Люблино-Сортировочное.

В рамках изменения внутридорожного и сетевого плана формирования будут скорректированы маршруты следования сборных поездов на савёловский ход, на станции Куровская и Воскресенск, Ожерелье, а также маршруты следования контейнерных поездов на участках Александров – Кунцево-2 и Черусти – Кунцево-2, Купавна – Орехово-Зуево – Черусти – Вековка, Черусти – Красное, Черусти – Силикатная.

Сергей Кобзев подробно остановился на анализе вагонопотоков и вытекающем из него наиболее оптимальном варианте концентрации на определённой станции и дальнейшем маршруте следования вагонов в каждом конкретном случае. Эти коррективы позволят сократить протяжённость маршрутов следования сборных и контейнерных поездов, уменьшить сроки доставки, снизить эксплуатационные затраты, высвободить сортировочные мощности станций Орехово-Зуево и Рыбное. В ряде случаев эффективность новых маршрутов достигается за счёт исключения стоянок в пути и смены направления движения, в других – за счёт исключения смены вида тяги.

Весьма целесообразно и выгодно, считают в Московской дирекции управления движением, организовать пропуск контейнерных поездов (где минимальное время доставки крайне важно и хорошо оплачивается) транзитом через третий главный путь Малого кольца. На направлениях со станций Черусти, Александров назначением на Кунцево-2 это не только значительно снизит протяжённость пути и расходы на перевозку, но и увеличит маршрутную скорость и сократит сроки доставки. Такой же эффект даст пропуск контейнерных поездов через станцию Перово на направлении Купавна – Черусти.

Для оптимального пропуска контейнерных поездов через МЦК потребуется установить интервалы времени для беспрепятственного движения на участках, увязав их с действующим графиком движения поездов на радиальных направлениях. Лучше всего подходит время с часу до четырёх часов ночи. В это технологическое «окно» будут исключены простои в ожидании нитки отправления, скрещения по пути следования.
– Дирекция управления движением совместно с дирекцией тяги и с вагонной службой дирекции инфраструктуры готовы подготовить проект технологии пропуска контейнерных поездов при условии жёсткого выполнения нормативных времён следования поездов и обслуживания составов, – заверил участников техсовета Сергей Кобзев.

Обеспечить кратчайшее расстояние для следования грузовых и контейнерных поездов в пределах Мосузла возможно только при задействовании третьего главного пути Малого кольца, который сегодня является «узким горлышком», суточная пропускная способность которого на данный момент составляет до 40 пар поездов.

Лимитирующим элементом является и весовая норма на третьем главном пути Малого кольца. По результатам тягово-энергетических испытаний она установлена в 4800 т. Однако при отклонении грузовых поездов с магистральными тепловозами серии 2М62у на соединительные ветви Кольца с радиальными направлениями весовая норма снижается. Повысить её можно за счёт электрификации соединительных ветвей и применения электровозов.

При растущих объёме и интенсивности пассажирского движения на Ярославском, Горьковском, Казанском, Курском и Смоленском направлениях увеличивается дефицит пропускной способности для грузоперевозок. Существующие грузовые потоки отклонены на Большое кольцо. Соответственно, растут перепробеги. Сдерживающим фактором для прорыва в совершенствовании технологии является отсутствие электрификации соединительных ветвей Малого кольца. В связи с этим Сергей Кобзев предложил для организации по третьему главному пути Малого кольца вывозного и сборного движения электротягой в числе первоочередных мероприятий электрифицировать важнейшие соединительные ветви Кольца: Белокаменная – Лосиноостровская, Андроновка – Люблино-Сортировочное, Владыкино – Бескудниково, Андроновка – Перово, Лосиноостровская – Ростокино, Перово – Андроновка.

Это обеспечит пропуск транзитных поездов без смены вида тяги, сократит простои, позволит использовать более дешёвую электротягу, увеличит весовые нормы по соединительным ветвям. Возрастёт и число пропускаемых по Кольцу грузовых и контейнерных поездов. Всё это создаст благоприятные условия для консолидации всей сортировочной работы на станции Люблино-Сортировочное, передав её туда со станций Перово и Лосиноостровская и исключив избыточные операции по смене тяги.

В рамках реализации намеченной программы Московская дирекция управления движением подготовит приказ по МЖД об изменении технологии работы Мосузла и согласует изменение плана формирования контейнерных поездов с Центральной дирекцией управления движением. Московской дирекции тяги предстоит организовать работу главных кондукторов на полигоне Мосузла, пересмотреть плечи обслуживания локомотивных депо, произвести расчёт потребного локомотивного парка под будущие размеры движения. Задачи Московской дирекции инфраструктуры – подготовить на консервацию или произвести демонтаж неиспользуемых объектов, разработать предложения по укладке дополнительных съездов для обеспечения устойчивой связи Малого кольца с радиальными направлениями Московской магистрали и по электрификации соединительных ветвей.

В обсуждении доклада на техсовете приняли участие начальники ключевых дирекций и служб. Общее мнение – положительное.

Руководство Московской железной дороги и технико-технологический совет поддержали программу, сочли её экономически выгодной и перспективной для развития потенциала Мосузла.

Игорь Ленский




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв