12 декабря 2018 19:05

Факторы энергоэффективности

На полигоне Московской магистрали задания компании выполнены по всем видам потребляемых топливно-энергетических ресурсов

Пути повышения энергетической эффективности на Московской магистрали обсуждены на очередном технико-технологическом совете под председательством начальника МЖД Владимира Молдавера.
Проблемы энергоэффективности, рачительного использования электроэнергии и дизельного топлива, являются одними из самых актуальных на полигоне Московской железной дороги, вписываются в стратегию бережливого производства, – подчеркнул, открывая совет, руководитель столичной магистрали. Планы повышения энергоэффективности включают и дальнейшее внедрение рекуперативного торможения, позволяющего возвращать электроэнергию в контактную сеть и тем самым экономить энергоресурсы и финансы железнодорожного холдинга.

Практику использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на полигоне МЖД и задачи по повышению энергоэффективности проанализировал в своём докладе начальник топливно-энергетического центра МЖД Андрей Паршин.
– Общий объём энергопотребления на полигоне МЖД в первом полугодии 2017 года оценивается в 13,3 млрд руб. При этом 10,7 млрд руб., то есть около 80% расходов, пошло на электроэнергию и дизельное топливо, использованные на тягу поездов. Остальные 2,6 млрд руб. затрачены на приобретение топливно-энергетических ресурсов на нетяговые нужды, то есть потребности стационарной энергетики.

При таком существенном объёме финансовых затрат на топливно-энергетические ресурсы, акцентировал докладчик, вопрос их бережливого, экономного использования является приоритетным для всех дирекций, служб и предприятий, работающих на полигоне МЖД, независимо от их форм собственности.

Правлением ОАО «РЖД» по Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год утверждены задания по экономии топливно-энергетических ресурсов для каждого филиала ОАО «РЖД». На полигоне Московской магистрали задания выполнены по всем видам потребляемых топливно-энергетических ресурсов: электроэнергии, дизельному топливу, мазуту, природному газу, углю и бензину. Эти результаты обеспечены за счёт выполнения, а в отдельных случаях и перевыполнения структурными подразделениями полигона МЖД планов экономии топливно-энергетических ресурсов. В части использования ТЭР на тягу поездов во втором квартале и первом полугодии 2017 года нормативы их удельного расхода на полигоне МЖД выполнены на всех видах тяги.

Вместе с тем в ряде московских дирекций не выполнены нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на нетяговые нужды. Это дирекции инфраструктуры, по ремонту пути, моторвагонного подвижного состава, скоростного сообщения, по управлению терминально-складским комплексом, по тепловодоснабжению. Потери произошли главным образом по дизельному топливу и природному газу. Моторвагонниками и скоростниками допущен перерасход ТЭР на «горячий» простой.

По эксплуатационным локомотивным депо выполнены удельные нормы расхода ТЭР и обеспечено снижение их удельного расхода к уровню 2016 года. Имеются, однако, и значительные резервы экономии, которые становятся понятны из анализа содержания эксплуатируемого парка на выполняемый объём работы, целевого использования локомотивного парка, применения рекуперативного торможения и снижения непроизводительного расхода ТЭР на «горячий» простой тягового подвижного состава.
– Повышение энергоэффективности в грузовом виде движения к уровню 2016 года, – отметил Андрей Паршин, – обеспечено за счёт соблюдения пропорциональности увеличения количества эксплуатируемого парка локомотивов в соответствии с динамикой роста объёма перевозочной работы, а также за счёт повышения среднего веса грузового поезда. В целом, при увеличении объёма грузовой работы в первом полугодии 2017 года на 10,4% рост эксплуатируемого парка грузовых локомотивов в среднесуточном содержании составил 8,9% – то есть не превысил темпов роста объёма перевозочной работы.

Это основное достижение локомотивщиков и движенцев, влияющее на повышение энергоэффективности к уровню 2016 года. Таким образом, главная задача, стоящая перед дирекциями управления движением и тяги, заключается в том, чтобы не допустить опережающего роста эксплуатируемого парка локомотивов перед ростом объёмов перевозочной работы.

Одним из основных условий повышения энергоэффективности, как отметил докладчик, является максимальное использование тяговой мощности локомотива для вождения поездов. В тех случаях, когда данный принцип не соблюдается, удельный расход топливно-энергетических ресурсов увеличивается. Так, на полигоне МЖД имеются возможности для роста эффективности использования трёх- и четырёхсекционных электровозов.
– Важнейшей составляющей повышения энергоэффективности перевозочного процесса является применение рекуперативного торможения, – доложил Андрей Паршин. – В первом полугодии план по возврату электроэнергии в контактную сеть за счёт применения рекуперативного торможения на полигоне Московской магистрали успешно выполнен. При задании 57,6 млн кВт·ч в контактную сеть возвращено 58,3 млн кВт·ч электроэнергии (или 101,1%). С поставленными перед МЖД задачами по рекуперации справились московские дирекции тяги и скоростного сообщения. А вот дирекцией моторвагонного подвижного состава план возврата электроэнергии за счёт рекуперации выполнен только на 90%. Есть о чём призадуматься.

Существенный экономический эффект принесло применение рекуперации на Малом кольце МЖД, где курсируют электропоезда «Ласточка». На тягу поездов во втором квартале по приборам учёта электропоездов «Ласточка» израсходовано 22,5 млн кВт·ч электроэнергии. При этом, по данным приборов учёта пяти тяговых подстанций, питающих Кольцо, на тягу поездов отпущено только 15,4 млн кВт·ч электроэнергии. Результат экономии электроэнергии на тягу составил 8,4 млн кВт·ч – с получением экономического эффекта на сумму 29,6 млн руб. Внушительный результат.

На тяговых подстанциях Кольца отсутствуют инверторы, возвращающие электроэнергию в первичные питающие сети поставщиков электроэнергии, обратил внимание докладчик. Следовательно, более 90% рекуперируемой электроэнергии уходит непосредственно на тягу составов, что достигается за счёт передачи электроэнергии от тормозящих электропоездов – «Ласточкам», находящимся в режимах тяги и выбега. Следует учитывать, что в режиме выбега потребителем энергии рекуперации является энергоёмкая система собственных нужд поездов «Ласточка».

В связи с этим начальник топливно-энергетического центра обратил внимание руководителей эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо, а также дирекций тяги и моторвагонного подвижного состава на следующее: применение рекуперации даёт положительный эффект и в том случае, когда тяговые подстанции не оснащены инверторами напряжения. Очень важно довести это до сведения локомотивных бригад, ведь бывают случаи, когда некоторые машинисты недопонимают важность обязательного использования рекуперативного торможения.

Весьма интенсивное движение в границах Мосузла в часы пик на радиальных направлениях. Эффект от применения рекуперации будет обеспечен при 100-процентном применении рекуперации всеми локомотивными бригадами полигона Московской магистрали.

Ещё один незадействованный сейчас резерв дополнительного объёма рекуперации – это тяговый подвижной состав компаний-перевозчиков ООО «Аэроэкспресс» и ОАО «Центральная ППК». Имея собственный эксплуатируемый парк электропоездов, они являются крупными потребителями электроэнергии на тягу подвижного состава. Доля энергопотребления этими двумя компаниями достигла в первом полугодии 6,7% от суммарного объёма электроэнергии, потреблённого московскими дирекциями тяги, моторвагонного подвижного состава и скоростного сообщения. При этом рекуперативное торможение локомотивными бригадами «Аэроэкспресс» и ЦППК по невыясненным причинам не применяется. Представитель ОАО «ЦППК» не смог дать объяснение по этому вопросу, а представитель ООО «Аэроэкспресс» на технико-технологическом совете вовсе отсутствовал.

Участники совета обратили внимание, что все расходы за использование электроэнергии частными компаниями-перевозчиками ложатся на ОАО «РЖД». А ведь этим компаниям на уровне Правительства России установлены существенные преференции, включая льготную ставку за использование инфраструктуры РЖД. На этом фоне отказ от применения рекуперации приводит к повышенному расходу электроэнергии на тягу поездов, вызывает существенные дополнительные финансовые расходы, которые бременем ложатся на бюджет ОАО «РЖД».
Начальник Московской магистрали Владимир Молдавер поручил провести переговоры с компаниями-перевозчиками по вопросу о применении рекуперативного торможения. Утверждён перечень мероприятий по повышению энергоэффективности на полигоне МЖД во втором полугодии. Решено предпринять дополнительные усилия, чтобы обеспечить выполнение нормативов удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и планов возврата электроэнергии от применения рекуперативного торможения. План экономии ТЭР на полигоне МЖД намечено выполнить в объёме не менее 258,2 ТДж. Всё, что предусмотрено Программой ОАО «РЖД» по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, будет обязательно осуществлено, подчеркнул Владимир Молдавер.

Игорь Ленский




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв