21 ноября 2018 20:55

Резервы бережливости – на каждом рабочем месте

В 2017 году на Московской магистрали ожидается экономический эффект от 177 проектов в размере более 60 млн руб.

Сегодня «Московский железнодорожник» начинает серию из восьми вкладок, посвящённых проектам программы бережливого производства на Московской магистрали. Эта особо важная деятельность, направленная на повышение экономической эффективности и сокращение издержек, рачительный подход к труду и ресурсам на каждом рабочем месте, является одним из главных повседневных приоритетов компании ОАО «РЖД». Мы расскажем о самых интересных бережливых проектах и людях, которые их разрабатывают и внедряют на предприятиях полигона МЖД.
Сергей Вязанкин, главный инженер МЖД
Развитие скоростного сообщения – один из важнейших ресурсов бережливости на Московской магистрали
– Сергей Аркадьевич, закончилось первое полугодие 2017 года. Давайте подведём предварительные итоги по реализации программы «Бережливое производство в ОАО «РЖД» на полигоне Московской железной дороги.
– В 2017 году в программе принимают участие уже 183 пилотных структурных подразделения. Напомню, что в 2011 году начинали мы всего с двух предприятий. Есть существенная динамика по экономическому эффекту – это самый главный результат. Ведь основная цель бережливых проектов – экономия эксплуатационных расходов. Если в 2016 году общий экономический эффект от завершённых проектов составил 27 млн руб., то сегодня приятно отметить, что уже в первом полугодии осуществляется 177 проектов с общим ожидаемым эффектом более 60 млн руб. Это более чем в два раза выше планового задания. Но и эта сумма для Московской железной дороги недостаточна.

– Какие резервы есть на Московской магистрали?
– В программе бережливого производства задействованы далеко не все предприятия службы пути Московской дирекции инфраструктуры. А ведь мы ставим задачу, чтобы каждое предприятие имело минимум один проект по бережливости. Не все наши дирекции соответствуют этим требованиям – вот о чём надо задуматься их руководителям. Есть интересные проекты в Московской дирекции управления движением, например, по станции Перово, по станциям Малого кольца МЖД.
Сейчас появился новый интересный проект по станции Бойня. Как вы знаете, когда открывалось пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, то значительная часть грузовой работы была из Москвы выведена. Поэтому сегодня грузовая инфраструктура на Кольце не задействована в том объёме, как ранее.
Именно такая ситуация на станции Бойня. От множества клиентов сейчас осталось одно предприятие – ТЭЦ-8 АО «МОСЭНЕРГО». Реагируя на ситуацию, Московская дирекция управления движением предлагает изменить схему работы станции, демонтировать недействующие устройства, железнодорожные пути. Проектом предусмотрен перевод станции в категорию «разъезд» за счёт исключения путевого развития Городского, Товарного и Симоновского парков. Приём поездов и обгон локомотива будет обеспечиваться использованием первого и второго путей, имеющих максимальную вместимость и полезную длину. Это даст возможность минимизировать избыточную инфраструктуру, высвободить контингент работающих, сократить и эксплуатационные расходы. По предварительным данным, проект по станции Бойня принесёт экономический эффект в три с половиной млн руб.

– Какие новые подразделения полигона МЖД подключились к проектам по бережливости?
– Впервые начала принимать участие в программе бережливости Московская дирекция скоростного сообщения (МДОСС). В связи с открытием движения по МЦК появилось много интересных идей. Идёт активное внедрение проекта «Цифровая железная дорога». Сюда входит и электронный маршрут машиниста. Новая технология предусматривает и возможность автоматической фиксации явки на работу, прохождения инструктажа, медосмотра и т. д., что позволяет сократить время на подготовительные операции. Экономический эффект получим в районе одного млн руб.
Впервые приступила к работе по бережливым проектам и Московская дирекция пассажирских обустройств. Следует отметить Московскую дирекцию моторвагонного подвижного состава. Интересный проект реализуется в депо Новомосковск по модернизации локальной вычислительной сети и телефонного подключения с экономическим эффектом в 300 тыс. руб.

– Какие новые форматы движения несут в себе потенциал бережливого производства?
– Важным и актуальным ресурсом бережливости является специализация железнодорожных ходов на пассажирское и грузовое движение. Эти предложения анализирует сейчас Институт экономики и развития транспорта (АО «ИЭРТ»). Будем развивать диаметральные маршруты электропоездов в Мосузле (с одного радиального направления на другое), это удобно для пассажиров и сократит издержки пригородных перевозок. Много мероприятий, направленных на экономию эксплуатационных расходов, разработано на Московской дороге по малодеятельным линиям.

– Получат ли развитие комплексные межфункциональные проекты?
– Мы планируем уже в июле провести с основными дирекциями совещание по комплексным межфункциональным проектам – типа проектов по станциям Перово и Бойня. Пока у нас слабо в этом плане работают узловые рабочие группы. Результатом их деятельности должно быть создание проектов бережливого производства на том или ином узле. Всюду надо найти «изюминку», где и на чём можно сэкономить. Сегодня мы по графику заслушиваем все дирекции, чтобы увеличить число межфункциональных проектов. Пока их четыре, но, думаю, до конца года таких проектов будет больше.
К работе по бережливости надо подключить каждое предприятие. И очень важно увеличить экономический эффект от таких проектов. Надо раскрутить и активизировать работу технических центров отделов наших дирекций. На Московской магистрали много где можно сэкономить расходы и сберечь ресурсы – надо только проявить смекалку, сообразительность и заинтересованность.

– Если возьму на себя смелость сказать простым языком – головой надо «шурупить» на каждом рабочем месте.
– Конечно. С этого и начинается бережливость. Мы так и ставим задачу: каждое рабочее место должно быть приведено в оптимальное состояние, когда оно наиболее удобно и эффективно для работника. Любая бережливая идея, техническая находка, оптимизация обязательно будут востребованы.

– А кто должен в дирекциях и на предприятиях возглавить работу по бережливости?
– На каждом предприятии проектами бережливости должен заниматься непосредственно руководитель. Такие вопросы, как технология работы предприятия, экономическая оценка деятельности, эффективность, снижение издержек, нельзя никому перепоручать. Только первое лицо! А под его началом работает вся
команда, которая аккумулирует и подаёт идеи. Только тогда будет эффект. Сваливать же работу по бережливости на своего заместителя – совершенно неправильный, непрофессиональный подход. За это мы будем строго спрашивать.

– Один из важных ресурсов бережливости – совмещение профессий.
– Скажем, помощники машинистов на малодеятельных линиях вполне могут освоить профессии составителя поездов, осмотрщика вагонов. Очень хорошее предложение – обучать вагонников коммерческому осмотру. Почему вагонники осматривают состав только с позиций технического состояния вагонов? А параллельно идёт осмотр вагонов коммерческими работниками. Нерационально. Давайте совместим профессии, обучим людей. Наши вагонники – грамотные специалисты, они могут осматривать вагоны одновременно и в техническом, и в коммерческом отношении. Такая мера позволит высвободить большое число приёмщиков вагонов. Сегодня в Тульском регионе, на станциях Плеханово и Узловая, мы уже внедряем такое совмещение.

– Сергей Аркадьевич, какие наиболее важные проекты развития Московской магистрали будут осуществлены в обозримой перспективе?
– Мы сегодня плотно работаем по развитию скоростного участка Москва – Одинцово со строительством третьего и четвёртого главных путей. У нас в планах в середине 2018 года открыть скоростное движение по смоленскому направлению до Одинцово, что также улучшит и транспортную доступность инновационного центра Сколково. В проекте много интересных технических и бережливых решений. Вместе с вице-президентом ОАО «РЖД» Петром Кацывом, научно-исследовательскими железнодорожными институтами мы стараемся за минимальные средства построить два новых главных пути, чтобы получить полномасштабное тактовое движение от Белорусского вокзала до Одинцово.
В 2018 году планируется ввести в строй на ярославском направлении пятый главный путь на участке Москва – Мытищи. На горьковском направлении интересное развитие получит станция Карачарово, где железная дорога в рамках транспортно-пересадочного узла будет максимально интегрирована с метро. На киевском направлении будут построены три новых зонных станции – Минская, Санино и Аминьевская. На зонной станции Минская (развитие станции Москва-товарная Сортировочная) устройства инфраструктуры уже проектируются с учётом перспективной соединительной ветви между киевским и смоленским направлениями. На курском направлении реализуется проект скоростного тактового движения от Курского вокзала до Подольска. Как показывает опыт, пригородные экспрессы, например от Казанского вокзала до Раменского, пользуются повышенным спросом пассажиров.

– В скором времени ожидается начало строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань, около 120 км которой пройдёт по полигону МЖД. А как там с бережливостью?
– В ВСМ требования бережливого производства заложены уже в сам проект. Самый сложный участок – от терминала отправления с Курского вокзала до станции Железнодорожная. Проблемы с вхождением ВСМ в мегаполис во всём мире считаются наитруднейшими. Дальше уже проще. На Московской магистрали появятся две станции – Ногинск и Орехово-Зуево, места их расположения выбраны комиссионно. Все мы с радостью и энтузиазмом надеемся на долгожданный старт этого проекта. При таких бескрайних просторах и расстояниях высокоскоростная магистраль России необходима.

Беседовал Игорь Ленский
Фото Евгения Надалинского



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв