18 октября 2017 10:26

Для повышения осевой нагрузки потребуется усилить инфраструктуру

Анна Орлова, профессор ПГУПСа, д.т.н.

Осевая нагрузка вагонов постоянно растёт. ГОСТом 1988 года этот показатель был принят 23,5 тс с возможностью увеличения при эксплуатации до 24 тс.

В 1999 году началась разработка подвижного состава для осевой нагрузки 25 тс, сейчас на сети насчитывается 70 тыс. таких грузовых вагонов. При этом возможность повышения осевых нагрузок обеспечивалась работами по совершенствованию конструкции и технологии содержания пути. Сейчас типовой конструкцией пути является применение рельсов Р65 и железобетонных шпал в количестве не менее 1840 штук на километр пути, уложенных на щебёночном балласте.

В ряде стран осевая нагрузка гораздо выше. Например, в Северной Америке массово используют вагоны с осевой нагрузкой 32,5 тс, в Австралии и ЮАР, где климатические условия мягче, чем в нашей стране, этот показатель составляет 36 тс, в Бразилии ведут работы по достижению осевой нагрузки 37,5 тс.

В нашей стране уже созданы первые образцы вагонов с нагрузкой на ось 27 тс. Так, в конце прошлого года на ТВСЗ завершили испытания и получили сертификат соответствия на полувагон модели 12-9548-01, специально спроектированный под такую нагрузку. В его конструкции использовано в полтора раза более мягкое рессорное подвешивание, на 20 мм увеличена база вагона.

В колёсных парах применены колёса, выполненные из стали повышенной твёрдости марки Т, которые совместно с композиционными тормозными колодками с чугунной вставкой обеспечивают снижение числа дефектов на поверхности катания колеса.

Результаты проведённых испытаний подтвердили, что новый полувагон обеспечивает выполнение нормативных критериев воздействия на путь при скоростях движения до 100 км/ч.

Проведённые специалистами нашего университета исследования показывают, что для массового использования подобного подвижного состава необходимо провести комплекс мероприятий по усилению инфраструктуры. Прежде всего требуется увеличить толщину балластной призмы, применять рельсы из сталей повышенной износостойкости и контактной выносливости.

Нужно будет разработать и уложить в путь шпалы увеличенной ширины, а также использовать защитные слои при недостаточной несущей способности грунтов земляного полотна.

Понадобится укрепить откосы насыпей для обеспечения их устойчивости при увеличенной нагрузке и усилить мостовые конструкции на основных направлениях сети. Кроме того, надо будет разработать и внедрить на сети железных дорог системы мониторинга состояния пути, установив их на грузовых вагонах или локомотивах для оперативного наблюдения за состоянием пути и его своевременного ремонта.

А внедрение системы мониторинга состояния поверхностей катания колёсных пар поможет своевременно выявлять ползуны, навары и другие дефекты, чтобы затем устранять их обточкой колёс. Дальнейшее совершенствование подвешивания вагонных тележек позволит увеличить расстояние между осями колёсных пар для снижения погонной нагрузки на путь. Наконец, нужно будет изменить технологию сортировки составов и модернизировать сортировочные горки и вагонные замедлители, чтобы снизить повреждаемость колёс вагонов.

По нашим расчётам, при наличии программы увеличения осевых нагрузок свыше 27 тс разработка и внедрение данного комплекса мероприятий займёт от 6 до 8 лет.
 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Саша 18.07.2017 05:41:23
ВСё нужно, нужно, нужно... А сколько это будет стоить??? Подсчитано?? Нужны новые шпалы под эти нагрузки, , рельсы, колёса, щебёночный слой толще... Автор всё пересчитал, что нужно. Я живу в США, вижу пути, бесстыковые, как в России, и лежат они на деревянных шпалах (под пассажирское движение). Да и на грузовых линиях тоже, ширина пути здесь 1435 мм, составы ходят и сдвоенные, и строенные, по 120 -200 вагонов. Рельсы как Р65.
Александр 18.07.2017 09:10:23
Ну стратег! В короткой статье охватила все проблемы ж. д. транспорта. А мыслит категориями прошлого: "Увеличить толщину балластной призмы", "Уложить в путь шпалы увеличенной ширины". Шпальная на балласте - позавчерашний день конструкции пути. Балласт быстро засоряется, расстройство пути и удаление бульдозером грязного щебня на всю толщину с заменой новым при капремонте. Безбалластный путь (БП) - завтрашний день конструкции пути. В Германии построено 1000км БП. В Китае - 1600 км и ещё строится 5000 км.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31