12 декабря 2018 06:36

Экономия и эффективность: как избежать перепроизводства

На Московской магистрали в 2017 году будет осуществлён ряд многофункциональных бережливых проектов

В рамках внедрения технологий бережливого производства на Московской магистрали в 2017 году по предложению начальника МЖД Владимира Молдавера предстоит начать вождение контейнерных поездов пассажирскими электровозами. Это сулит ощутимую экономию.
Будут проведены мероприятия по сокращению расходов на малодеятельных железнодорожных линиях, сэкономлены средства за счёт отключения тяговых подстанций в ночное время на Малом кольце МЖД, существенно оптимизирована работа одной из крупнейших в Москве станций – Перово, а также грузовых станций Кольца. Получат развитие программы специализации железнодорожных ходов и «Цифровая железная дорога».

Об этом главный инженер МЖД Сергей Вязанкин доложил на сетевой видеоконференции, посвящённой выполнению программы проектов бережливого производства в ОАО «РЖД» и наиболее значимым задачам и проектам 2017 года. На совещании был впервые предложен ряд новых подходов к стимулированию бережливости на всех железных дорогах России, в том числе на Московской магистрали.

Потенциал бережливого производства на сети реализован не в полной мере, отметил, открывая видеоконференцию, старший вице-президент ОАО «РЖД» по инновационному развитию Сергей Кобзев. На всех железных дорогах повседневная работа должна строиться с использованием инструментов бережливости. Это касается сокращения издержек, повышения доходности, улучшения технологий, применения новейших технических средств, внесения изменений в техпроцесс, внедрения прогрессивных конструкций пути, подвижного состава, контактной сети, устройств СЦБ. Бюджетом компании в 2017 году за счёт бережливых технологий предусмотрено снижение издержек на 50 млрд руб. Однако этого недостаточно, предстоит изыскать дополнительные резервы.

В оптимизации расходов на перевозки доля бережливого производства составляет 3%. Чтобы правильно представлять основные направления бережливости, как сказал Сергей Кобзев, надо понимать, что 70% всех расходов компании на перевозки сосредоточено в хозяйствах инфраструктуры, тяги, управления движением и Трансэнерго. В 2017 году на текущий момент расходы на перевозки на сети за счёт бережливого производства были снижены всего на 0,06% при задании по их оптимизации в компании инструментами бережливости на 2%.

В плане стимулирования бережливости большое значение имеет правильная мотивация персонала, в особенности, когда эффект небольшой. «Даже если железнодорожник пришёл с предложением экономии, образно говоря, 10 рублей, то всё равно надо отнестись к его бережливой идее как к хорошему и полезному предложению, – указал Сергей Кобзев. – Такой сотрудник заслуживает поощрения или хотя бы слов благодарности».

Нередко над руководителями среднего звена довлеет так называемый «расходный фактор». Люди опасаются, что сокращение расходов за счёт бережливости обернётся тем, что на следующий год им урежут лимиты. Это распространённые, но ошибочные представления. Высвобождаемые средства обязательно вернутся в качестве инвестиций, задача на местах – заранее обдумать, где их применить, какие эффекты и на каких объектах получить. С этой целью на сети РЖД будет распространяться практика командировок руководителей дирекций, служб на те железные дороги сети, где достигнуты наивысшие результаты по внедрению бережливых технологий.

В 2016 году на Московской магистрали реализовано 227 бережливых проектов с общим экономическим эффектом 27 млн руб., доложил главный инженер МЖД Сергей Вязанкин. Лучшие результаты показали Московская дирекция управления движением (экономический эффект более семи млн руб.), Московская дирекция тяги (четыре млн руб.), Московская дирекция моторвагонного подвижного состава (3,6 млн руб.). В арьергарде оказались Московская дирекция по эксплуатации зданий и сооружений, хозяйства вагонное и автоматики и телемеханики.

В 2017 году из 149 проектов наибольший экономический эффект ожидается по московским дирекциям управления движением (19,7 млн руб.), моторвагонного подвижного состава (12,5 млн руб.), по тепловодоснабжению (3,9 млн руб.). Для повышения экономической эффективности на столичной магистрали запланирована реализация пяти межфункциональных проектов с расчётным эффектом более 15 млн руб. Это проекты, инициированные московскими дирекциями управления движением, инфраструктуры, тяги, моторвагонного подвижного состава, связи и информационно-вычислительным центром.

Существенное сокращение эксплуатационных расходов должна дать реализация мультифункционального проекта по оптимизации работы железнодорожной станции Перово. Московской дирекцией управления движением разработан проект временной технологии по организации маневровой работы станции Перово, пересмотрен план формирования поездов, определены объекты инфраструктуры для консервации. Совместно с Московской дирекцией инфраструктуры распределены зоны обслуживания, определена новая дислокация обслуживающего персонала на предприятии. К тому же серьёзные ресурсы на станции можно безболезненно сэкономить за счёт оптимизации её чрезмерного освещения. Общий экономический эффект от данного проекта ориентировочно составит около 12 млн руб.

О проекте «Снижение потерь в Московской дирекции управления движением за счёт изменения технологии работы на железнодорожных станциях Кожухово, Владыкино-Московское, Белокаменная, Ростокино Малого кольца МЖД» с экономическим эффектом более 13 млн руб. доложил главный инженер Московской дирекции управления движением Иван Паристый. Заслушав его доклад, председательствующий на видеоконференции старший вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Кобзев назвал проект интересным и перспективным.

Ряд дирекций и служб Московского полигона отстают в работе по бережливости. Причиной несбалансированного вклада региональных дирекций оказался тот факт, что в некоторых из них главное внимание уделили не качеству проектов, а их количеству.
– Для повышения качества, содержательности проектов бережливого производства и уровня их экспертизы разработан план-график работы проектного офиса по развитию программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» на полигоне Московской магистрали, – сообщил Сергей Вязанкин. – В плане-графике намечены конкретные мероприятия по организации и контролю исполнения программы проектов, а также меры, направленные на создание информационной среды для повышения уровня понимания железнодорожниками необходимости внедрения технологий бережливого производства.

Анализ типов потерь в ключевых процессах проектов бережливости 2017 года, проведённый инженерным корпусом на Московской дороге, показывает, что из 149 проектов, зарегистрированных в первом полугодии, наибольшее их количество (26%) направлено на устранение потери «Излишняя обработка». Наименее использованный в проектах (5%), но тоже важный и актуальный тип потерь – это «Дефекты» и «Излишние запасы». Наибольшая доля экономического эффекта получена от проектов, направленных на устранение перепроизводства (34%). Согласно концепции бережливого производства, такой тип потери, как «Перепроизводство», считается самым опасным, так как влечёт за собой все остальные виды основных потерь.

После окончания видеоконференции собравшиеся в студии представители инженерного корпуса Московской магистрали под руководством главного инженера МЖД Сергея Вязанкина обсудили прозвучавшие новые идеи и подходы, предложили коррективы в выполнении программы бережливого производства на МЖД в 2017 году.

Игорь Ленский




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв