21 августа 2017
20:44

Классик железнодорожных тарифов

Абрам Крейнин определял лицо тарифной системы на протяжении почти полувека

В Москве, в Центральном доме учёных РАН в рамках Транспортной секции состоялся вечер памяти выдающегося учёного в области ценообразования на железнодорожном транспорте, доктора экономических наук Абрама Владимировича Крейнина.
Учёные рассказывают, что на одной из научных конференций её участникам предложили назвать 10 выдающихся экономистов железнодорожной отрасли. Фамилия Крейнина оказалась в первой пятёрке.
– Его вклад в теорию и практику построения железнодорожных тарифов очень значителен, – говорит доцент РОАТ МИИТа, к.э.н. Фарид Хусаинов. – Крейнин – это человек, определявший лицо тарифной системы советских железных дорог на протяжении почти полувека – с конца 1940-х до начала 1990-х годов.

Сегодня по его книгам учатся студенты отраслевых вузов. Да и сама жизнь этого человека – пример для молодёжи. МИИТ Абрам Крейнин окончил с красным дипломом. Защита состоялась 17 июня 1941 года, а через три дня – «вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И он отправился в военкомат. А после курсов в Ленинградской военно-транспортной академии – на фронт. Прошёл всю войну с 41-го по 45-й. Да не просто прошёл – пропахал! Восстанавливал разрушенные дороги, возводил переправы для наших войск под артиллерийским огнём и бомбёжками.

После войны работал в Главном грузовом управлении НКПС. Но скучно ему было сидеть и считать цифры погрузки и выгрузки на сети дорог. Поэтому с радостью согласился на предложение перейти в тарифно-экономический отдел. Но вначале отправился в библиотеку – изучать труды по тарифному делу. Оказалось, их не густо, в основном выпуска 20-х годов. Заинтересовали его книги Константина Загорского, ещё до революции защитившего магистерскую диссертацию по теории железнодорожных тарифов.

Молодой экономист с головой погрузился в вопросы ценообразования на железнодорожном транспорте. Послевоенные тарифные реформы проходили уже с участием Крейнина. Вот где пригодились его аналитические способности!
– Он обладал даром убеждать, – вспоминает Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников. – Ему приходилось выступать с докладами в Совмине и ЦК КПСС. Говорили: вот пришёл из МПС «генерал тарифов». И смотрели на него с удивлением: какой генерал, когда ещё так молод! А начинал говорить – и никто уже не думал о возрасте…

Научная стезя увлекла его. И защитив кандидатскую диссертацию по проблемам ценообразования на железнодорожные перевозки, он перешёл на работу во ВНИИЖТ. А позже организовал и возглавил там отдел ценообразования и тарифов.

Именно Крейнин создал научную тарифную школу в головном научно-исследовательском институте отрасли. Он вырастил учеников, среди них один из разработчиков действующего Прейскуранта грузовых тарифов 10-01 Леонид Мазо и советник президента ОАО «РЖД» Тамара Стебунова, в недавнем прошлом заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам.

По инициативе Крейнина в 1998 году возобновилось проведение тарифных съездов. Произошло это 100 лет спустя после первого Общего тарифного съезда в царской России, установившего единую шкалу тарифов на перевозку хлебных грузов к портам и пограничным станциям. Крейнин считал, что такая демократичная процедура обсуждения тарифных вопросов и принятия решений актуальна и в наше время.

Он часто говорил, что тарифы – это тонкий инструмент регулирования экономики в интересах государства. К примеру, если снизить тариф на перевозку обработанной древесины и повысить на круглый лес, можно стимулировать лесопереработку. Абрам Владимирович глубоко знал эту тему. Он много лет занимался под руководством заведующего отделением экономики ВНИИЖТа д.э.н. Бориса Шафиркина созданием системы учёта и планирования транспортных затрат в отраслях народного хозяйства.
– Абрама Владимировича заинтересовали перевозки скоропортящейся продукции, – рассказывает Геннадий Писаревский, бывший сотрудник ВНИИЖТа. – И он предложил: если продукция до погрузки будет охлаждена до определённой температуры, то грузоотправитель получит скидку с тарифа. Благодаря этому получила развитие холодильная отрасль.

Итогом многолетних исследований стала докторская диссертация «Экономические проблемы формирования транспортных тарифов», которую Крейнин защитил в 1984 году. Кстати, один из отзывов на неё дал нобелевский лауреат академик Леонид Канторович.

Леонид Мазо до встречи с Крейниным увлекался вычислительной техникой и программированием. А тут попала ему в руки книга «Цены и ценообразование на железнодорожном транспорте». И он был поражён, как просто излагались в ней сложные понятия. Потом познакомился и с автором. И на дипломную практику Леонид Мазо попросился к Крейнину во ВНИИЖТ.
– Абрам Владимирович – мой учитель и в науке, и по жизни, – говорит он. – Его имя не случайно связывают с реформой тарифной системы. До этого тарифы были многоставочными. Это позволяло повышать цены перевозок на короткие расстояния, чтобы груз уходил на автомобильный транспорт. На средних расстояниях рост тарифов замедлялся, а затем они резко повышались для борьбы со сверхдальними, нерациональными перевозками. Но эти задачи со временем стали решаться оптимальными схемами направлений грузопотоков. Поэтому Крейнин выстроил новую систему на двухставочных тарифах, которые реально отражали себестоимость перевозок и состояли из двух элементов – ставок за начально-конечные операции и движенческую. Это обеспечило необходимую доходную базу для железнодорожного транспорта. А когда распался Союз, мы вместе с ним ломали голову: как сделать едиными пассажирские тарифы на «пространстве 1520»? И на Совете по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ и стран Балтии в 1993 году убедили всех в необходимости унифицированной системы пассажирских тарифов, впервые построенной на основе двуставочных тарифов.

Даже уйдя на пенсию, Абрам Владимирович не оставил научную работу. Года три назад Фарид Хусаинов побывал у него в гостях. Потом писал:
– Он не похож на уставшего от жизни человека. Живо интересуется всем, что происходит на железнодорожном транспорте. У него серьёзные проблемы со зрением, но близкие читают ему свежие научные статьи, он активно общается со своими учениками и продолжает диктовать статьи в журналы…

Геннадий Писаревский вспоминает:
– При последней встрече я попросил: «Абрам Владимирович, дотяните до 100 лет!» Он говорит: «А зачем?» – «Ну как же, пройдёт тарифная реформа, и вы узнаете, чем всё кончится…»

Увы, не дожил, не дотянул. Ушёл на 99-м году жизни. Но оставил большое наследие: монографии, учебники, десятки научных статей. Его книга «Транспортные тарифы в СССР», которая вышла в 1978 году, считается одной из самых глубоких научных работ по этой теме. А в 2004 году вышла монография «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России». Она была переиздана в 2010 году и до сих пор не потеряла своей актуальности.
– Его идеи надо продолжать, – сказал Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта. – Сейчас идёт работа над новым Тарифным руководством. И мы сталкиваемся с тем, что многие специалисты не знают российской тарифной школы. Её надо возрождать!

И тут же родилась идея: почему бы не проводить ежегодно под эгидой ВНИИЖТа и МИИТа Крейнинские чтения? Это поможет возродить и научную тарифную школу в России. Будут жить идеи – будет жива и память об учёном.

Тамара Андреева



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса