13 декабря 2018 18:06

Товарищи-пассажиры

Клиентов можно привлечь скоростью и гибкими тарифами

РЖД зафиксировали прекращение спада пассажирских перевозок в международном сообщении. По отдельным направлениям даже начался рост. Для увеличения пассажиропотока нужна финансовая поддержка со стороны национальных администраций, а также ускорение и изменение маршрутов ряда поездов.
В 2017 году рынок железнодорожных пассажирских перевозок в сообщении России со странами дальнего зарубежья, СНГ и Балтии стабилизировался после четырёхлетнего падения, рассказал «Гудку» на форуме «Стратегическое партнёрство 1520» начальник Департамента управления бизнес-блоком ОАО «РЖД» «Пассажирские перевозки» Максим Шнейдер. Напомним, сокращение числа пассажиров нарастало год от года. Если в 2013-м оно уменьшилось на 4%, то в 2014 году уже на 44%, а в 2015-м – на 33%. Основной причиной стало изменение взаимоотношений между Россией и Украиной. Трафик с этой страной сократился с 57% от общего числа пассажиров международных поездов в 2010 году до 31% в 2015-м. Тем не менее украинское направление остаётся на втором месте после белорусского, доля которого составляет 32%.

Одна из стран, в сообщении с которой падают перевозки, – Казахстан. «К сожалению, у нас сейчас тенденция к сокращению международного пассажирского сообщения, в том числе с Россией», – рассказал «Гудку» председатель правления – президент АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев. По его мнению, чтобы переломить этот тренд, нужно оптимизировать тарифы и пересмотреть пункты состыковки маршрутов. «Не нужно гонять все поезда до Москвы», – считает он.

В целом за первый квартал 2017 года в страны СНГ перевезено 1,4 млн человек. Это на 3,5% меньше уровня первых трёх месяцев 2016 года, однако в поездах, следующих в дальнее зарубежье, рост числа пассажиров составил 16,5%. Максим Шнейдер в целом охарактеризовал ситуацию как «стабилизация с колебаниями в границах 4%».

На пассажиропоток в международных перевозках больше всего влияет стоимость билета, поэтому перевозчики стараются сократить издержки. Один из способов – оптимизация числа маршрутов. В 2016 году у ФПК было 123 международных маршрута, в 2017 году осталось 112.

Кроме того, чтобы стимулировать поездки, дать импульс росту пассажиропотока, национальные администрации могли бы оказывать более значимую финансовую поддержку международным перевозкам, которые имеют важное социальное значение.

Тарифы на международные поезда внутри СНГ традиционно привязаны к курсу швейцарского франка, и после недавнего ослабления курса национальных валют цены на билеты сильно выросли. По мнению эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ Алексея Сафронова, логичным было бы считать международный тариф в национальных валютах как сумму внутренних тарифов между пунктами отправления и назначения и границей. «Но для этого, конечно, требуются новые договорённости между всеми странами», – уточнил он.

По мнению председателя Союза пассажиров России, директора по экономической политике фонда «Центр стратегических разработок» Кирилла Янкова, для роста пассажиропотока желательно восстановить направления, которые прежде пользовались популярностью, например, маршруты в Восточную Европу. Также он считает, что будут востребованы скоростные поезда из Санкт-Петербурга в Таллин и из Калининграда в Варшаву и Берлин. Эти маршруты, считает Янков, были бы так же популярны, как поезда «Аллегро», которые курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Сообщение между Россией и Финляндией занимает более 70% от всего объёма перевозок со странами дальнего зарубежья (641 тыс. пассажиров в 2016 году). По мнению заместителя председателя комитета Организации сотрудничества железных дорог Виктора Жукова, сократить время в пути целесообразно и на маршрутах из Москвы в Берлин, Варшаву, Минск и Париж.
«Пассажиров интересуют скорость и цена поездки, но всех по-разному», – считает Алексей Сафронов. По его мнению, необходимо сегментировать направления перевозок, и на тех маршрутах, где пассажиры наиболее платёжеспособны (сообщение с Западной Европой и Китаем), сосредоточивать усилия на сокращении времени в пути, а в сообщении со странами СНГ проводить более гибкую тарифную политику.

По словам Максима Шнейдера, план ускорения некоторых поездов на действующих маршрутах «стоит в повестке». Как отметил генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» Пётр Иванов, ФПК ежедневно работает над улучшением расписания, сервисов и совершенствованием тарифной системы. «Чем больше новых требований нам будут предъявлять клиенты, тем больше мы их будем удовлетворять», – сказал он «Гудку».

Николай Логинов



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв