23 октября 2017 19:51

От вокзала Аточа – по всей Иберии

Испанские высокоскоростные магистрали выиграли в конкурентной борьбе за пассажира у авиации и междугородных автобусов

В понедельник председатель Правительства России Дмитрий Медведев принял в Москве представителей испанского бизнеса и обсудил с ними наметившееся в 2017 году оживление экономических связей между Россией и Испанией. Среди наиболее перспективных сфер сотрудничества – транспортная инфраструктура. По протяжённости высокоскоростных магистралей Испания занимает первое место в Европе и второе – в мире. Сегодня общая длина сети испанских железных дорог составляет около 20 тыс. км, на которых расположено примерно 100 станций, обслуживающих пассажиропоток более 200 млн человек в год.
Хотя испанские магистрали почти на 10 лет младше Российских железных дорог, в ХХI веке они достигли большого технического совершенства. Сочетание исключительной скорости, достигающей 330 км/ч, отменного сервиса и комфорта в пути позволило реализовать естественное конкурентное преимущество железнодорожного транспорта, выиграть борьбу за умы и кошельки пассажиров как у автобусов, так и у самолётов. Построено свыше 1500 км высокоскоростных линий с 30 станциями на европейской колее AVE (по-испански «птица»), связывающих крупные города страны – Мадрид, Барселону, Севилью, Малагу, Вальядолид, Таррагону, Сарагосу, Аликанте, имеющих выход во Францию.

Наиболее востребованные и коммерчески успешные поезда AVE преодолевают 630 км между Мадридом и Барселоной всего за 2 часа 38 мин. Эта выдающаяся скорость обходится пассажирам недорого: билет в оба конца стоит в зависимости от класса вагона и с учётом динамического ценообразования 70–120 евро. На главном маршруте железная дорога почти полностью вытеснила авиацию, наглядным примером демонстрируя триумф ВСМ. За два с половиной часа можно добраться из Мадрида и в Севилью (535 км). Только на этом маршруте действует беспрецедентное на мировых железных дорогах правило: за опоздание экспресса свыше пяти мин. пассажирам выплачивается компенсация в размере полной стоимости билета!

Компактная территория Испании позволяет тратить на поездку высокоскоростными поездами от одного до четырёх часов. Это почти в три раза быстрее, чем автобусом, при том, что и автобаны здесь высшей категории качества. Ночные поезда с купейными вагонами связывают Испанию высоко-скоростной линией с Парижем (с 2013 года), комбинированными линиями (частично ВСМ, частично обычными) с Лиссабоном, Миланом, Цюрихом и Женевой. Популярны в стране также туристические поезда, своеобразные «отели на колёсах», курсирующие вдоль северного и южного побережий. Этот необычный вид железнодорожного отдыха с его неповторимым комфортом в плавном движении особенно привлекает иностранных путешественников.

Крупнейший железнодорожный вокзал Испании – знаменитый мадридский вокзал Аточа, существующий с 1851 года. Поскольку он построен очень давно, то зданию удалось «врезаться» в самый центр испанской столицы – по соседству с бульваром и музеем Прадо, площадью Соль и пешеходной улицей Ареналь, ведущей к королевскому дворцу. Устроенный на первом уровне многоярусного вокзала после его реконструкции роскошный тропический сад с фонтаном, пальмами, озером, диковинными рыбками и весёленькими подвижными черепашками даёт возможность пассажирам нескучно провести время до отправления поезда, отдохнуть и расслабиться. Это очень кстати летом, когда в Мадриде плюс +42 °С в тени.

На Аточе, открытом с пяти утра до полуночи, всегда многолюдно, бурная жизнь кипит сразу на нескольких этажах. Однако провожающим и встречающим дальше турникетов путь закрыт. Спускаться непосредственно к поездам разрешается только пассажирам с билетами. После террористических актов на вокзале 11 марта 2004 года доступ ко всем поездам в Мадриде в целях безопасности – только при наличии проездных документов, через тройной контроль и с обязательным досмотром багажа, одновременно идущего по ленте, и поэтому процесс практически не занимает лишнего времени.

Вокзал Аточа – сердце Мадрида, побратим Киев-ского вокзала, а станция прочно занимает в Испании первое место по национальным перевозкам и второе – по международным. Уступает он только приморской Барселоне, находящейся недалеко от французской границы, что и предопределяет её большие транзитные возможности. В настоящее время мультимодальный комплекс Аточа, как рассказал представитель отдела информации вокзала, состоит из трёх терминалов: железнодорожные станции Puerta de Atocha, Atocha Cercanias и станция Atocha Renfe первой линии мадридского метро. Почти все высокоскоростные поезда AVE идут с Аточи, где у них есть свой специальный терминал и обслуживание.

Железнодорожные линии веером расходятся от вокзала «по всем азимутам», позволяя поездам двигаться по разным направлениям. Через Аточу проходит в день около 250 тыс. пассажиров, в год – около 90 млн, из них 20 млн – это пассажиры высокоскоростных и обычных поездов (аналогов наших дальнего следования). 60 млн пользуются пригородными электропоездами, принадлежащими городской транспортной сети, их радиус действия в Испании, как правило, ограничивается 60 км. Пригородные поезда в коммерческом отношении оказываются наиболее рентабельными по причине высокой населённости: только из мадридской агломерации в столицу каждое утро устремляются на работу и учёбу более 150 тыс. человек. В год около 10 млн пассажиров вокзала Аточа пересаживаются на метро, составы которого прибывают здесь на параллельные пути с поездами.

Северо-западный регион и сообщение с Португалией обслуживает второй мадридский вокзал Чамартин, недавно реконструированный и технически столь же хорошо оснащённый. Отсюда следует электричка в аэропорт Барахас, один из крупнейших в Европе и транзитный на пути в Латинскую Америку. По пропускной способности вокзал Чамартин примерно равен Аточе и находится в северной части города, всего в двух остановках и 12 мин. хода от Аточи. Подземное сквозное сообщение между ними – прямо под центром Мадрида. Вместе Аточа и Чамартин обслуживают в сутки около 200 пар поездов, не считая пригородных.

С учётом столь тесной интеграции мультимодального узла для жителей Мадрида и агломерации доступен месячный абонемент на все виды внутреннего транспорта, включая железнодорожный. Для людей старше 65 лет абонементный билет стоит всего 12 евро в месяц. Для молодёжи до 26 лет такой абонемент обойдётся в 25 евро. А для основной массы пассажиров его стоимость варьируется от зоны: для столицы и ближайших пригородов она составляет 70 евро.

В Мадриде и Барселоне, где улично-дорожная сеть предельно скучена, где каждая площадь или собор дышат ароматом минувших столетий, а цена квадратного метра городской территории на вес золота, характерно прохождение рельсовой инфраструктуры в самом центре, но… под землёй. Широко используется система единых тоннелей для железнодорожного транспорта и метро, линии которых часто проходят параллельно, что даёт возможность разнообразных удобных пересадок. Также и пригородные поезда, приближаясь к городам, спускаются в подземелье, доставляя пассажиров непосредственно под здания вокзалов.

В начале XXI века состоялась реформа испанских железных дорог. Существовавшая с 1841 года государственная компания RENFE в 2005 году утратила свою монополию. В целях оптимизации управления, повышения доходности и сокращения издержек госкомпания была разделена на две – ADIF и Renfe Operadora. Administrador de Infraestructuras Ferroviarias (ADIF) – это компания по управлению инфраструктурой, которая владеет подвижным составом и тягой, ответственна за содержание железнодорожных путей, вокзалов и средств связи. Renfe Operadora – компания-оператор, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки в условиях конкуренции с другими перевозчиками из Евросоюза. Эта же компания владеет торговой маркой высокоскоростных линий AVE. На содержание одного км линий ВСМ тратится примерно 100 тыс. евро в год (по этому показателю Испания уступает Италии, Франции и Германии). Экономия связана с крупным внешним долгом Испании, достигающим пяти трлн евро, более дешёвой рабочей силой, а также с тем, что морозов на Иберийском полуострове практически не бывает, поэтому нет и проблем с зимним содержанием пути.

Линии Alvia на уникальной по мировым меркам широкой иберийской колее (1668 мм) используются в комбинированных маршрутах (частично ВСМ), связывающих между собой провинции и регионы в более сложной рокадной (хордовой) конфигурации. Поезд, идущий с севера на юг Испании, проходит через многие города, преодолевая расстояние в две тыс. км, и находится в пути двое суток.

Сегодня Испания – одна из самых динамично развивающихся стран Евросоюза. Тем не менее уязвимая сторона деятельности испанских железных дорог – недостаточный объём грузовых и контейнерных перевозок. Поскольку в Испании отличные автотрассы, то значительная часть грузов следует по ним, это оказывается дешевле из-за небольших (в сравнении с Россией) расстояний грузоперевозок. Сказывается и «тупиковое» на европейском континенте расположение самого государства, дальше которого только Атлантический океан.

На всех 100 железнодорожных станциях Испании в общей сложности работают около 1300 сотрудников, что говорит о весьма высокой автоматизации и производительности труда. Уборка территории железной дороги, станций и вокзалов осуществляется на принципах аутсорсинга, её проводит персонал специально законтрактованной фирмы.

Железнодорожная профессия в Испании относится к числу хорошо оплачиваемых и считается весьма престижной. Машинисты делятся на четыре категории, их зарплата до налогообложения находится в диапазоне от 30 до 58 тыс. евро в год. Поезда управляются строго «в одно лицо», это накладывает серьёзную ответственность. На фоне 30% безработицы в Испании за рабочее место здесь принято держаться, поэтому все машинисты строго соблюдают требования безопасности движения поездов. Единственная крупная авария высокоскоростного поезда произошла 24 июля 2013 года на севере Испании в Сантьяго-де-Компостела из-за превышения скорости отвлёкшимся машинистом в кривом участке пути. В целом же железные дороги в стране тореадоров и фламенко считаются одними из самых точных и безопасных в мире.

Игорь Ленский,
член Союза писателей России
Мадрид – Москва
Фото автора




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31