10 декабря 2018 01:05

Без «Гудка» – как без друга

В привычках Бориса Сарычева – доводить до конца начатое

Бывший начальник восстановительного поезда Златоуст, профсоюзный активист с 60-летним стажем, автор более ста рацпредложений, почётный железнодорожник, активный член совета ветеранов Южно-Уральской дороги Борис Сарычев – частый гость в редакции газеты «Призыв». Заходит и просто так – поговорить «за жизнь», и по делу – предложить тему статьи.
Борис Иванович обязательно берёт в редакции несколько свежих номеров газеты, не представляя жизни без «Призыва» и «Гудка». Он уверен: отраслевая пресса ветеранам необходима, ведь они не утратили интереса к жизни и хотят быть в курсе происходящего в компании, которой отдали годы жизни. Но в 2017 году Борис Сарычев, как и многие ветераны ЮУЖД, «Гудок» не получает.


Передвинуть реку? Легко!

В бытность начальником восстановительного поезда коллектив Сарычева немало сделал для развития Златоустовского отделения дороги.
– Помню, за несколько лет заменили около ста мостов, – вспоминает ветеран.

Большинство из них возводили во время войны, когда надо было срочно укреплять путь. С материалами было туго, и порой использовали самые немыслимые, применяли необычные конструкторские решения. Команда Сарычева эти «раритеты» демонтировала, а на их место аккуратно ставила новые конструкции. Но и к старым отнеслись бережно: промаркировали и сложили в одном месте.
– Это государственный запас. Мало ли что может произойти. А у нас раз – и есть замена, – объясняет Сарычев.

Те немногие экземпляры, которые спасти не удалось, пошли на укрепление русла реки Ай.
– Станция Златоуст зажата горами, разгуляться там особо негде. И я вспомнил, что когда-то было предложение сдвинуть реку. А на образовавшемся полуострове можно прекрасно обустроить пассажирский парк. Речку мы сдвинули, а вот полуостров получился низковат. Я объехал все стройки города и предложил вывозить к нам грунт, образовавшийся при рытье фундаментов. И нам бесплатно завезли миллионы тонн земли, – вспоминает он.

Работники златоустовского восстановительного поезда прославились и другими нетривиальными действиями. Они смогли проложить тоннели на двух станциях так, что не пришлось прерывать движение. Они же за пару дней до Нового года снесли ветхий вокзал Златоуста, чтобы руководство дороги с чистой совестью попросило денег на новое здание.
– Демонтаж мы произвели танками, – вспоминает Сарычев. – Гражданских тягачей в поезде не было, пользовались военной техникой. Для таких работ Т-34 – самое оно. У меня даже где-то снимок есть: наши сидят на танке, улыбаются.

А ещё начальник поезда здорово сэкономил на уборке вокзальной территории после сноса здания: кинул среди горожан клич, что все сломанное можно забрать бесплатно.

Сарычев не стеснялся высказывать своё мнение. На любом собрании мог встать и выдать правду-матку.
– Наверное, это характер такой: не могу в углу отсиживаться. Никогда не боялся начальников. Одному высокому гостю сказал: что вы, что министр – вы все для меня одинаковые, и нечего меня останавливать! С Фадеевым не стеснялся беседовать.

А чего мне стесняться? – говорит он.


Казачьи корни

Сарычевы – из оренбургских казаков. Когда большевики их начали зажимать, решили идти на казённую службу – на железную дорогу. Постепенно многочисленный клан осел в Златоусте.

Порядки в семье были строгие. Отец Бориса Ивановича, принимая в доме почётных гостей, на главное место за столом всегда сажал слепого отца.
– Отец терпеть не мог опозданий. Пять минут ждал – и всё. Взаймы всегда давал, но если ему долг не отдавали, больше никогда этому человеку не верил, – вспоминает Борис Иванович.

Жили Сарычевы не сказать чтобы богато: в пятистенке обретались сразу три поколения – одиннадцать человек.
– Работать приучались с малолетства. Всегда держали скотину. Пока быка не почистишь и воды не натаскаешь, на улицу не пойдёшь. Все росли физически сильными. Не зря у меня потом первый разряд был по бегу и по лыжам, – рассказывает ветеран.

Он и сегодня придерживается такой стратегии:
– Мне 80 лет, а я за всю свою жизнь ни одного ведра картошки не купил. В молодости с женой, а она у меня инженер, ведущий технолог, по 12 соток сажали. С детства приучен, чтобы картошка-морковка, огурцы-помидоры свои были.


Династия

– В нашей семье хранится дореволюционное Евангелие: в 1914 году его вручили отцу за отличное окончание сельской школы. На титульном листе расписались все учителя, директор школы, батюшка, – рассказывает Сарычев.

Ещё одна семейная реликвия – часы фирмы Буре, которые почти сто лет назад вручили Петру Васильевичу Сарычеву.
– Он был первым начальником кондукторского резерва станции Златоуст. Своих детей у Петра Васильевича не было, и позже он передал часы племяннику – Ивану Гавриловичу Сарычеву, моему отцу. Тот передал их мне, а я – своему сыну Андрею, – объясняет ветеран.

В бескрайнем окружении его родственников можно запутаться.
– Когда в середине 1980-х мы менялись казёнными квартирами с племянниками и племянницами (молодые переезжали в просторные хоромы, а старики в те, что поменьше), начальник отделения дороги окончательно заблудился в наших родственных связях и спросил: да сколько же вас? Я ответил: только на Златоустовском отделении работают 16 человек. Сарычевы, Кривошеевы, Глазырины, Власовы, Полукаровы, Плотниковы, Спицины – все наши. Нет ни одной службы, чтобы я себе родственника не сыскал! – смеётся Борис Иванович.


Любовь и голуби

Эти птицы – его страсть.
– Есть любители курить, есть любители футбола, а я вот любитель голубей. Мог часами на них любоваться! И сейчас бы держал, если бы в своём доме жил. По сию пору, если иду, а чей-то голубь где-то высоко летает, меня как будто магнитом тянет – сразу его вижу. Когда машинистом работал, обязательно сажал в «шарманку» пару почтарей. Приезжал в Челябинск, в парк Б, чемоданчик открывал и отпускал их. Посмотрю, как они круг дали и пошли в сторону гор, порадуюсь… Приезжаю домой, а они меня уже ждут, – с любовью вспоминает Борис Иванович.

Людям у голубей есть чему поучиться, уверен он, – и любви, и ласке, и верности, и тому, как они вместе растят птенцов. Сам Борис Иванович за 56 лет совместной жизни с Ниной Петровной не то что в отпуске ни разу друг без друга не отдыхали – в кино поодиночке не сходили.

Всё хорошо дома у Бориса Сарычева. Не хватает только любимой газеты:
– Без неё – как без друга, тяжело, поэтому ищу возможность каждую пятницу прочитать свежий номер в совете ветеранов или в редакции «Призыва». Но номеров мало, на всех не хватает. Было бы большой поддержкой, если бы хотя бы в советах ветеранов можно было получить газету. Нам этого очень не хватает.

Марина Пономарёва
Челябинск


Комментарий
Сергей Жаров,
заместитель начальника Южно-Уральской дороги по кадрам и социальным вопросам:

Руководство дороги, дорпрофжел поддерживают людей, которые большую часть жизни посвятили родной магистрали. Одна из мер помощи – подписка на отраслевые газеты «Гудок» и «Призыв». До недавнего времени 3 тыс. ветеранов получали по пятницам свежие номера любимых газет и могли узнать о том, что происходит на дороге и в компании. К сожалению, непростая экономическая ситуация вынуждает затягивать пояса. Сократились многие статьи расходов, уменьшились и объёмы подписки. В данный момент ведомственную газету на ЮУЖД получает лишь 701 ветеран.
Ветераны не раз обращались к руководству дороги, просили вернуть подписку. По инициативе начальника ЮУЖД Виктора Попова было принято решение изыскать дополнительные средства, чтобы обеспечить наших ветеранов любимыми газетами. Удалось найти порядка 300 тыс. руб. Деньги были собраны работниками дороги в ходе прошедших апрельских субботников. Благодаря этому около 500 ветеранов вновь смогут узнавать из «Гудка» свежие новости, держать руку на пульсе родной дороги.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв