19 ноября 2018 11:58

Через Лефортово «Ласточки» летят без сбоев

После реконструкции на грузовой станции появилась микропроцессорная централизация и новейшие приборы спутниковой радиосвязи

С 1 мая 2017 года тактовое движение пассажирских электропоездов по Московскому центральному кольцу будет проходить в более интенсивном режиме. В часы пик интервал сократится на одну минуту – с шести до пяти минут, а во внепиковые часы на две минуты – с 12 до 10. Такие меры предприняты на Московской магистрали в связи с увеличением пассажиропотока на МЦК, который превысил прогнозные ожидания. На кольцо будут добавлены шесть новых составов «Ласточек».
За семь месяцев, прошедших с начала движения по МЦК, в границах станции Лефортово (а это два остановочных пункта – Шоссе Энтузиастов и Соколиная Гора) не произошло ни единого сбоя. Все сложности и тяготы многолетней реконструкции, когда станцию разобрали до «нуля», а потом заново отстроили на новом техническом и технологическом уровне, вынес на своих плечах начальник Сергей Андрюшечкин. В самую горячую пору гигантской стройки давно знакомый мне Сергей Леонидович, старожил Малого кольца, мягкий, интеллигентный человек, с обострённым чувством служебного долга, устроив в подсобке диванчик, трудился на вверенном предприятии в круглосуточном режиме. Именно ему приходилось координировать работу строителей, мостовиков, экскаваторщиков и работников всяких служб, многие из которых понятия не имели о технике безопасности на железной дороге. Но справился, за всеми уследил, помог людям сохранить жизнь и здоровье.

Находясь в точке схождения крупных транспортных коммуникаций Москвы, станция Лефортово в результате модернизации и фантазиями проектировщиков-дизайнеров приняла причудливый многоярусный вид. Над четырьмя главными и семью приёмоотправочными путями (а это по площади целое футбольное поле) нависает экзотическая «крыша» – бесчисленные лучи и петли эстакады Четвёртого транспортного кольца. Объекты железнодорожной и автомобильной инфраструктуры переплетены так тесно, что кажется – срослись. Опоры эстакады находятся прямо в междупутье первого и второго главных путей, по которым стремительно летят «Ласточки». Так что если когда-то встанет вопрос об удлинении 180-метровой платформы Шоссе Энтузиастов – сделать это будет не так-то просто. Но придётся: в недалёком будущем электропоезда по МЦК пойдут составностью уже в семь вагонов.

Путь под «Ласточками» берегут как зеницу ока, тщательно храня его от риска малейших повреждений. Каждый день путевое хозяйство осматривают работники службы пути Московской дирекции инфраструктуры. Специальное устройство контролирует, чтобы рельсы не «разъезжались» в разное время года, не деформировались под влиянием жары или холода. В часы ночного технологического перерыва, с половины второго до пяти, на «отдыхающую» пассажирскую магистраль может выйти только одиночная специальная техника – рельсосмазывающие машины, путеизмерители, дефектоскопы. О транзите грузовых поездов по пассажирской линии нет и речи, это строго воспрещено. Для грузовой работы существует третий главный путь, по которому за сутки через Лефортово следует до 25 грузовых составов назначением на Лосиноостровскую или Люблино-Сортировочное.

Лефортово – одна из трёх станций Малого кольца, по-прежнему открытая для грузовых операций. Однако и здесь число предприятий-клиентов значительно сократилось после того, как правительство Москвы решительно взяло курс на вывод промышленности и грузовых дворов за черту города. Прежде клиентов в Лефортово было более десятка, а число перерабатываемых вагонов превышало 600 в месяц. Сегодня остались ТЭЦ-11, предприятие компании «Роснефть» (к которому построены новые подъездные пути, находящиеся на балансе ОАО «РЖД», но пока не принятые в эксплуатацию), завод ЖБИ №21. А также Прожекторный завод, осуществляющий спецперевозки, в том числе в оборонных целях. Всех вместе получается около 200 вагонов в месяц. Для станции такой большой ёмкости это, конечно, маловато. Схожая ситуация и в Канатчиково, где после капитальной реконструкции станция тоже получила сильнейшее путевое развитие (там аж 15 путей), – но как его теперь, в отсутствие грузов, рационально использовать? Какие впереди перспективы по грузовой работе, которая десятилетиями была основой деятельности МКЖД? Сегодня это главные вопросы, что волнуют опытных специалистов на грузовой инфраструктуре Малого кольца.

В Лефортово я не впервые. От коллектива из 20 железнодорожников, которые трудились здесь ещё пять лет назад, ныне осталось только восемь человек. Помимо начальника, это пять дежурных по станции и два приёмосдатчика. Составители поездов со своим локомотивом прибывают теперь с соседней станции Черкизово.

А вот и новенькая башня поста, стилизованная под московский модерн начала ХХ века, но с самой современной электронной начинкой. За пультом микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) – всегда в отличном настроении обаятельная и улыбчивая Виктория Курбатова. В окружении компьютерных дисплеев ей работать удобно и интересно. Ещё бы: после реконструкции возросла техническая оснащённость и автоматизация рабочего места, появилось много новых высокотехнологичных приборов, облегчающих напряжённую деятельность дежурного по станции, страхующих его от ошибки. На двух экранах станция со всеми стрелками и сигналами как на ладони. Вот спутниковая внутренняя цифровая радиосвязь GSM-R, позволяющая всегда без каких-либо помех в эфире связаться с машинистом, диспетчером, путейцами, энергетиками, эсцэбистами, с соседними станциями. Вот парковая двусторонняя связь по громкоговорителю, особенно необходимая в ночное время. Всего в разных точках на путях станции находится 30 терминалов такой связи. Нажал дежурный на педаль – слышит вся станция, нажал на конкретную колонку – сигнал адресно идёт на терминал. Выйдя в «поле», чтобы осмотреть светодиодные осветительные приборы, воспользовались этой связью и мы с Сергеем Андрюшечкиным – нажали на кнопку, услышали бодрый голос с поста, значит, всё хорошо, исправно, надёжно. Возвращаясь, даже ботинок не запачкали: 400-метровая дорожка служебного прохода вдоль главных путей заботливо выложена узорчатым плитняком.

Идеальную работу современной техники на посту отмечает и дежурный по станции Виктория Курбатова, окинув бдительным взором свои экраны, приборы и устройства. 12-часовая рабочая смена не кажется ей слишком утомительной: на прежней должности поездного диспетчера приходилось держать в поле зрения аж 21 станцию на участке от Каланчёвки до Серпухова. Более спокойную стезю выбрала, чтобы больше сил и нервов сохранить для воспитания 11-летнего сына Виктора, как полагает мама, будущего железнодорожника…

Все семь месяцев функционирования пассажирской линии в Лефортово не было ни единого отказа. Управление движением «Ласточек» по МЦК осуществляется из диспетчерского центра МЖД, задача же «движенцев» на местах – следить, чтоб ненароком не возникло никаких помех.

Нельзя сказать, что все работы, связанные с реконструкцией кольца, уже полностью завершены. Есть ещё проблемы. На движение поездов недоделки никак не влияют и пассажирам они незаметны, но устранить их всё-таки надо. До конца 2017 года предстоит полностью завершить ограждение железной дороги, произвести укладку водоотводных лотков, ещё раз сделать отсыпку откосов насыпей, демонтировать недействующие мачты с прожекторами освещения – ведь все необходимые светильники уже установлены на поперечинах.

Станция работает стабильно – начальник спокоен. Свою трудовую вахту Сергей Андрюшечкин, один из лучших в Московско-Курском центре организации работы железнодорожных станций (ДЦС-1) Московской дирекции управления движением, безукоризненно несёт в Лефортово уже восьмой год. Когда пришёл в 2010-м – был самым молодым начальником на кольце, а теперь уже самый опытный из всех, не раз сменившихся станционных руководителей кольцевой магистрали. И время даром не пролетело. За плечами – перемены исторического масштаба.

Игорь Ленский
Фото автора



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв