23 октября 2018 12:32

От теории к практике

Чтобы придать традиционному образованию практическую направленность, учебным заведениям необходимо переходить на новые форматы обучения: модульный, кейсовый, дистанционный и игровой. К такому выводу пришли участники Московского международного салона образования (ММСО), прошедшего в середине апреля.
Представители образовательного сообщества и бизнеса, принявшие участие в спецпроекте «Образ будущего в образовании» в рамках ММСО, обсудили стратегию развития. Эксперты уверены: образование должно отвечать вызовам времени, поэтому важно внедрять в учебный процесс новые технологии и совершенствовать техники преподавания.

Эту позицию подтверждает исследование Сбербанка и агентства Validata, проведённое в конце марта. Согласно ему, современные молодые люди «родились с кнопкой на пальце». Для них онлайн – ведущее определение реальности, которое формирует тренды. Выяснилось, что поколение Z (родившиеся в начале 2000-х) воспринимает информацию краткую и наглядную. Средний период концентрации на одном объекте у этих юношей и девушек – 8 секунд. Информация потребляется маленькими, «перекусочными» порциями, а текст часто заменяют иконки, смайлики и картинки.

С учётом этих тенденций и надо совершенствовать учебный процесс, соглашаются в преподавательском сообществе. Так, набирает популярность модульный формат обучения, при котором учебный материал и организация его изучения заключаются в блоки (модули). В один модуль могут соединяться несколько дисциплин или несколько тем в рамках одного предмета. Модуль содержит учебную информацию, а также требования к знаниям и умениям учащихся, описывает компетенции, которыми они должны овладеть. При таком формате обучения всё измеряется и оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. Чётко определены цели обучения, задачи и уровни изучения каждого модуля, уровень усвоения материала. Каждый модуль заканчивается практической работой.

Технология модульного обучения приобрела большую популярность в высших учебных заведениях США, Германии, Англии и других стран. Сегодня эта система активно используется, например, в Оксфордском, Гарвардском и Кембриджском университетах.

Сегодня модульное обучение применяется и в российских вузах, в частности в Юридическом институте МИИТа.
«При классическом предметном обучении студент получает только теоретическое знание. Модульный подход направлен на развитие компетенций по применению знаний на практике. Например, в один модуль объединяется изучение уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. В результате эти дисциплины перестают восприниматься обособленно, и студент будет знать, как вести себя на месте происшествия, с чего начать следственное действие», – говорит директор Юридического института МИИТа Николай Духно.

Относительно новый формат для отечественных вузов – кейсовое, или проектное обучение. Чаще всего такая форма применяется в магистерских программах. Кейс – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере профессиональной деятельности. Как правило, кейс содержит некую проблему и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс – значит, проанализировать ситуацию и найти оптимальное решение. Например, будущему врачу предлагают набор симптомов, по которому он должен поставить диагноз. А студент-юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях административного или уголовного дела и предлагая гипотетическому клиенту наилучший выход. Результат такого обучения – написание собственного проекта, как правило, диссертации.
«Проект ориентируется на ту профессию, которую человек хочет приобрести. Магистерская диссертация должна стать его настольной книгой, к которой он сможет обратиться при необходимости. Только тогда обучение будет носить практикоориентированный, а не формальный характер», – пояснил Николай Духно.

Между тем, по словам генерального директора компании по организации обучения за рубежом AcademConsult Ирины Следьевой, кейсовое обучение, которое популярно в западных странах, в России пока малоэффективно. «Наши преподаватели внедряют кейсы в старые теоретические материалы, поэтому у студентов не сходится общая картина. Необходимо полностью переписывать учебные планы, лекции», – уверена она.

В последние годы растёт популярность образовательных программ, позволяющих сочетать работу с учёбой. И сегодня вузы предлагают дистанционный формат обучения. Однако, по словам заместителя директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елены Косаревой, для студентов – вчерашних школьников – дистанционное обучение неэффективно, поскольку им важен непосредственный контакт с преподавателем.
«Такой формат подходит для всех форм дополнительного образования, когда речь идёт о взрослых людях, уже работающих и мотивированных к получению дополнительных знаний», – говорит Елена Косарева.

Внедрение игровых форм в обучение – ещё одно новшество образовательного процесса. «Здесь работает правило – чем интереснее студенту ходить на занятия, тем лучше он усвоит материал. И геймификация как раз позволяет сильно повысить вовлечённость, тем самым улучшив усвоение материала», – уверен основатель Moscow Digital Academy Максим Иванов.

Использование интерактивных форматов обучения – одна из основ образовательного процесса в Корпоративном университете РЖД.
«Наши слушатели – уже взрослые, успешные люди. Для них важно совершенствоваться в профессии, а значит, больше внимания уделять практике и решению проблемных вопросов. Поэтому мы используем активное обучение: тренинги, бизнес-симуляции, стратегические сессии, мастер-классы, работы на тренажёрах», – говорит начальник методического отдела Корпоративного университета РЖД Наталия Савина.

По её словам, такие форматы дают возможность экспериментировать, обдумывать и применять полученный опыт на практике.
«Традиционному образованию не хватает практической направленности. Конечно, мы не призываем полностью переходить на интерактивные форматы обучения, скорее, предлагаем увеличить их объём, например, через вовлечение студентов в проектную и исследовательскую работу», – говорит Наталия Савина.

Особая роль при обучении отводится преподавателю, от которого зависит эффективность восприятия учебного материала, степень отработки навыков. «В Корпоративном университете более 150 программ, в число которых входят специализированные. Поэтому у нас очень жёсткий стартовый отбор преподавателей, как штатных, так и приглашённых. Есть требования к уровню образования и опыту преподавания, умению работать в активных форматах бизнес-обучения, знанию специфики технологии работы железнодорожного транспорта. Преподаватели постоянно проходят повышение квалификации и сами участвуют в тренингах и конференциях», – говорит Наталия Савина.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв