27 мая 2017
05:17

Вопрос дня

Каких пунктов не хватает законодательной базе, посвящённой операторскому бизнесу?

Константин Гончаров, президент Группы компаний «Новотранс»:
– Правовой статус оператора подвижного состава до сих пор законодательно не закреплён. Формулировки, которыми пользуются сейчас участники рынка, сильно размыты. Вопросы, связанные с работой порожнего вагона (а это наиболее актуальный для операторов вопрос), не находят отражения в транспортном законодательстве. В нём, в частности, чётко не определена ответственность перевозчика за немотивированное отставление порожних вагонов от движения, а владельца инфраструктуры – за размещение порожних вагонов на путях общего пользования без учёта воли оператора подвижного состава.
Между операторами и РЖД сложились взаимоотношения, но они, по сути, до сих пор не формализованы. Эти отношения должны быть рыночными, договорными. В договорах с перевозчиком операторы хотели бы видеть детальное отражение технологии взаимодействия. В частности, порядок перемещения порожних вагонов, проведения расчётов за занятие инфраструктуры приватными вагонами, порядок следования порожняка, оплаты его пробега и многое другое. Поэтому нормативное определение прав и обязанностей оператора будет способствовать выстраиванию полноценных отношений между собственниками подвижного состава, перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Кроме того, это поможет распространить действие критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки не только гружёного подвижного состава, но и порожнего. Нормализация нормативной базы позволит регламентировать работу операторов подвижного состава и увязать всю технологическую цепочку перевозочного процесса в единый механизм.

Виктор Воронович, первый заместитель генерального директора АО «ФГК»:
- Само понятие «оператор железнодорожного подвижного состава» требует дополнительной проработки. На данный момент в законе не оговорены ни обязательства, которые возлагаются на общесетевых операторов и кэптивные компании, ни их права в части работы на рынке. Вместе с тем,  зона ответственности операторов гораздо шире: они ориентированы не только на коммерческие перевозки, но и обязаны резервировать вагонный парк для перевозки социально значимых грузов, в том числе в целях поддержания обороноспособности страны. Кэптивные компании, обеспечивая транспортные потребности крупных промышленных и добывающих предприятий, перевозят груз в собственных вагонах и попутно могут обслуживать своим подвижным составом других грузоотправителей. При этом обязанности по участию в перевозках социально значимых грузов и резервированию парка под эти нужды на кэптивные компании не возлагается.
В связи с этим, в целях обеспечения равных конкурентных условий для операторов и кэптивных компаний в рыночном сегменте железнодорожных грузопереовозок, требуются либо ввести дополнительные законодательные нормы, которые ограничат деятельность кэптивных компаний путем запрета на обслуживание сторонних грузоотправителей (например, обозначить полигон курсирования вагонов),  или, напротив, уравняют их в правах с операторами. В таком случае кэптивные компании также должны нести все обязательства, которые возлагаются сегодня на операторов.

Евгений Трубин, заместитель руководителя подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ):
– Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, в котором определены их правомочия. Однако ни постановление, ни Устав железнодорожного транспорта не говорят о правовой природе договора на оказание операторских услуг, поэтому в одних случаях суды к таким договорам относят, например, нормы договоров аренды и агентирования, а в других применяют нормы законодательства о транспортной экспедиции.
Не определены и специальные требования к операторам – минимальное количество подвижного состава, наличие квалифицированных работников (диспетчерский аппарат, специалисты в области ремонта, безопасности), отсутствует норма об обязательном участии в саморегулируемой организации операторов и выполнении стандартов операторской деятельности.
Большое значение могло бы иметь разделение операторов на категории. Например, на общесетевых операторов, выполняющих перевозки на большинстве железных дорог, региональных, предоставляющих подвижной состав преимущественно на одной дороге (одном направлении), специализированных (для перевозок определённой номенклатуры грузов, для работы с определёнными клиентами или только с определённым подвижным составом). Урегулирование этих вопросов на законодательном уровне позволило бы повысить качество и безопасность предоставляемых услуг.

Сергей Оленин, ведущий эксперт-аналитик АНО «Институт проблем естественных монополий» (ИПЕМ):
– Целесообразно детальное описание деятельности операторов в Уставе железнодорожного транспорта РФ. Необходимо законодательное закрепление операторской деятельности как публичной (предоставление вагонов, контейнеров для железнодорожных перевозок грузов должно осуществляться операторами на основе возмездных договоров, имеющих публичный характер). В законе должно быть закреплено владение (на правах собственности, аренды или ином законном основании) грузовыми вагонами, контейнерами, прошедшими в установленном порядке пономерной учёт и зарегистрированными именно за лицом, претендующим на занятие операторской деятельностью. Также надо учесть страховку гражданской ответственности за причинение при осуществлении операторской деятельности вреда жизни, здоровью, имуществу иных лиц.
Кроме того, проблемным моментом в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность операторов, является то, что в настоящий момент почти все коммерческие перевозки осуществляются в вагонах частных собственников, которые изменяют уровень цен на предоставление вагонов в зависимости от конъюнктуры рынка.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса