24 сентября 2017
18:51

Под надёжной защитой врача

Более 40 лет Станислав Кривуля обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие на железных дорогах

Заслуженный врач РФ, почётный железнодорожник, почётный работник транспорта, почётный работник госсанэпидемслужбы, почётный работник Роспотребнадзора, обладатель ордена Почёта, Станислав Кривуля проработал более 30 лет на ответственных должностях в МПС, с 1987 по 2004 год возглавлял санитарно-эпидемиологическую службу железнодорожного транспорта. Сейчас он заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Вчера ему исполнилось 70 лет.
Для Станислава Даниловича одинаково дороги и родная санэпидслужба, и железная дорога. Первая запись в его трудовой книжке, как ни удивительно, не врач, а путеукладчик. Работать на дорогу он пришёл в 16 лет, сразу после окончания девяти классов школы и получения паспорта. Молодой человек рано повзрослел и узнал цену труду. Условия были тяжёлыми. Шпалы пропитывали креозотом, пары которого обжигали кожу. «Люди работали на совесть, но вредные условия труда подрывали их здоровье», – вспоминает Станислав Данилович.

Чтобы совмещать работу с учёбой в вечерней школе, молодой человек устроился слесарем на химкомбинат Днепродзержинского филиала ГИАП. Здесь условия труда тоже были небезопасными. «Да, были какие-то средства индивидуальной защиты, режимные работы. Ещё нам выдавали молоко «за вредность», хотя мы его на продукты меняли, – улыбается Станислав Данилович. И тут же сменяет шутливый тон на серьёзный: – Все эти годы во мне только крепло убеждение в несправедливости того, что люди уязвимы и не защищены во время работы».

В 1965 году будущий главный санитарный врач железнодорожного транспорта поступил в Днепропетровский медицинский институт на санитарно-гигиенический факультет. А сразу по его окончании по распределению попал в Днепропетровскую областную санэпидстанцию. Наставляли молодого врача корифеи отрасли. Главный на тот момент санитарный врач области Анатолий Михайлович Касьяненко впоследствии стал заместителем министра, главным санитарным врачом Украины. Замглавного врача областной СЭС был Геннадий Киприанович Камеко, Герой Социалистического Труда.

Но судьба снова привела Станислава Даниловича на железную дорогу – Московскую. Молодой врач не успел проработать на МЖД и двух недель, как его отметили и начали повышать. Сначала до заместителя главврача дорожной санэпидстанции, затем до главного. Потом работал в главном врачебно-санитарном управлении, позже занимал должность руководителя Департамента Госсанэпиднадзора МПС России – главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту.
«Я полюбил железную дорогу почти сразу, как пришёл, понял, какая это сила. Когда я вник в технологию железнодорожного транспорта и понял его суть, возникло восхищение этой отраслью, которое не прошло и по сей день. Это же огромный механизм, который должен работать как часы – одна из самых мощных в нашей стране систем. Раньше говорили, что это государство в государстве – становой хребет в экономике страны. Фактически весь народно-хозяйственный комплекс зависел от железнодорожного транспорта: экономика, оборона… А от меня зависело, чтобы была обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность при перевозке пассажиров и грузов», – говорит Станислав Данилович.

Ответственность была колоссальная. Поток пассажирских и грузовых поездов был такой плотный, что составы дышали в затылок друг другу. И в таких условиях необходимо было обеспечить их безопасность и предотвратить ввоз инфекций и особо опасных болезней. В конце концов было принято решение не выпускать поезда в рейс, если они недостаточно подготовлены и не соответствуют санитарных правилам.

Внедрение системы предрейсового осмотра и их сопровождения в пути началось в 1986 году с Октябрьской дороги. За выпуск в рейс неподготовленных составов наказывали, что вызывало недовольство. Но Станислав Данилович был уверен – такая система необходима: «Когда внедряется что-то новое, сопротивление неизбежно. Знаете, почему мне нравилось работать в период летней Олимпиады в Москве? Задачи перед нами стояли очень серьёзные – любой ценой не допустить ввоза инфекций. Но все решения тогда принимались очень оперативно. В повседневной жизни этого порой не хватало».

Жизнь показала, что главный санитарный врач не ошибся в своём решении. Если до внедрения системы оперативного контроля доля поездов в неудовлетворительном состоянии, с неисправным водоснабжением и канализацией, отоплением, вентиляцией, разбитыми стёклами и грязью в разные сезоны доходила до 45–80%, то после распространения системы на всю сеть этот показатель упал до 1–1,5%. Число жалоб от пассажиров сократилось на целых 70%.

В своей жизни Станиславу Даниловичу ещё не раз приходилось брать ответственность на себя и отстаивать свою позицию. Так было, например, в Чернобыле. Железнодорожникам была поставлена задача эвакуировать технику. На локомотивах, машинах лежала радиоактивная пыль. Главная проблема, которая встала перед медиками, – определить норматив излучения, который не приведёт к возникновению лучевой болезни. Сверху спускали норматив до 50 бэр. Однако такое излучение опасно и уже приводит к изменениям в крови, настаивали медики. Станислав Данилович был одним из тех немногих, кто подписался под докладной запиской руководству о необходимости работы вахтовым методом при ограничении радиационной нагрузки на человека до 5 бэр. И доводы врачей в конце концов перевесили. «Среди ликвидаторов-железнодорожников до сих пор нет ни одного случая лучевой болезни», – отмечает он.

Умение сохранить холодную голову и трезво мыслить всегда выручало Станислава Даниловича в сложных ситуациях. После землетрясения в Армении возникла угроза распространения эпидемии: под обломками домов оказались погребены тысячи людей и животных, были разрушены системы водоснабжения и канализации. К весне грызуны могли разнести болезни на огромные расстояния. Но санитарной службе во главе со Станиславом Даниловичем удалось найти выход: отходы захоронили в цистернах, водоотвод наладили. Врачи в режиме нон-стоп отслеживали эпидемиологическую обстановку, и эпидемию удалось предотвратить.

Работа санитарного врача – это ежедневный кропотливый труд. «Для повышения эффективности работы я предложил переподчинить санитарные службы главному санитарному врачу. В итоге было убрано лишнее звено в системе управления и повысилась оперативность работы», – замечает Станислав Данилович.

К организации работы он всегда подходил основательно и немало времени уделял научно-исследовательской деятельности. Буквально за год он систематизировал и обобщил 30 санитарных правил и вывел из них семь принципиально новых по основным направлениям функционирования железнодорожного транспорта: организации пассажирских, грузовых перевозок, перевозки организованных детских групп, формирование железнодорожного транспорта специального назначения, по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава. По его инициативе также были разработаны аварийные карточки более чем на 1 тыс. опасных средств, составлены совместные единые санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила для трансграничных и грузовых перевозок со странами СНГ. Он являлся одним из разработчиков Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний».

В 2004 году, когда уже появилось ОАО «РЖД», санэпидслужба отошла в ведение Роспотребнадзора. Самым трудным было сохранить санитарную службу на железнодорожном транспорте. «Нам удалось её отстоять. Жизнь доказала, что это необходимо. Любой пассажирский вагон имеет около 20 негативных факторов воздействия на человека: магнитное поле, водоснабжение, канализация, температура и т.д. У нас не зафиксировано ни одного случая завоза и распространения особо опасных инфекций, хотя мы граничим со странами, где расположены их природные очаги, и они есть на территории РФ», – заметил он.

Станислав Данилович по-прежнему тесно связан и с санэпидемслужбой, и с железной дорогой. В свой юбилей он на рабочем месте – заместителя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Как и в молодости, занимается наукой и пишет стихи. «Когда переключаешься с одной работы на другую – и работается лучше», – говорит юбиляр.

Мария Хлопотина



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса