21 октября 2018 19:38

Третий не лишний: сформирован пул участников строительства Северного широтного хода

ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром» заключили соглашение о совместной реализации инвестиционного проекта и определили параметры своего участия в концессионной схеме.
Подобный формат Северного широтного хода (СШХ) одобрен в январе 2017 года Советом Федерации. По оценке старшего вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Михайлова, общая стоимость строительства СШХ составит около 236 млрд руб. с долей компании в 105 млрд руб., которые необходимы для расширения железнодорожных участков на Северной и Свердловской дорогах. На тот момент (в октябре 2016 года) уже было подписано аналогичное соглашение с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа. И для того, чтобы перейти на концессионную схему реализации проекта, не хватало договорённостей с «Газпромом». Теперь они достигнуты и можно подумать о концессии.

Как сообщили в РЖД, предполагается, что Российская Федерация выступит концедентом, а концессионером – специальная проектная компания («СПК-Концессионер»), которую предстоит создать как «дочку» холдинга с привлечением заинтересованных в СШХ инвесторов. Новая структура будет отвечать за строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. Для этого необходимо построить железнодорожную часть мостов через реки Обь и Надым, а также подходы к ним и новый участок Салехард – Надым протяжённостью 353 км. По планам РЖД доля СПК в проекте составит 113,5 млрд руб. «Таким образом, основные участники проекта – РЖД, «Газпром», ЯНАО – профинансируют объекты собственной существующей железнодорожной инфраструктуры, а строительство новых объектов выполнит концессионер», – уточнили в РЖД.

Компании предстоит реконструировать примыкающие участки Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожную линию Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской магистрали. Администрация ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь с подготовкой проектной документации, передаст земельные участки, необходимые для строительства магистрали, в федеральную собственность, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам и предоставит льготы по налогу на имущество.

В «Газпроме» также пояснили, что для реализации проекта компания планирует создать специальное дочернее общество, которое проведёт реконструкцию и усилит до требуемых технических параметров железнодорожный участок Надым – Пангоды (112 км), а затем передать его в аренду специальной проектной компании РЖД.
«В ЯНАО расположены ключевые месторождения «Газпрома», которые в долгосрочной перспективе будут обеспечивать основной объём российской добычи природного газа. Для их эффективной разработки необходимо развитие транспортной инфраструктуры.

СШХ позволит связать месторождения в Надым-Пур-Тазовском регионе, крупнейшие города округа – Надым, Салехард, Новый Уренгой, а также строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс с промышленными предприятиями и портами в европейской части России и сократить расстояние доставки грузов», – сообщили в компании.

Общий объём грузовой базы, гарантированной и подтверждённой грузовладельцами, по оценке ОАО «Институт экономики и развития транспорта» ОАО «РЖД», к 2025 году может составить порядка 24 млн тонн в год. «Подписание соглашения между РЖД и «Газпромом», по сути, даёт старт СШХ, до этого момента было много обсуждений и споров. Сейчас окончательно была принята финансовая схема проекта – кто в нём участвует и в каких долях. Концессионер будет аккумулировать заёмные средства и строить новые объекты. Те, что готовы и находятся во временной эксплуатации, будут завершены его участниками», – считает генеральный директор ОАО «ИЭРТ» Фёдор Пехтерев.
«Для отработки концессионной схемы, безусловно, потребуется время, так как в ней мы должны досконально определить стоимостные показатели проекта. Существующая документация по СШХ требует серьёзной переработки, так как изменились инженерные решения, применение которых позволит в определённой степени сэкономить в общем на проекте и одновременно более технологично решить вопрос дальнейшей эксплуатации объектов. Для переработки проекта нужно изыскивать средства, и на это также потребуется время, поэтому точного срока создания концессионной схемы пока нет. Но сейчас мы связали в один пул все заинтересованные стороны, и импульс развитию проекта будет дан», – поясняет Фёдор Пехтерев.

То, что с концессией быстро не получится, уверены и в ЯНАО, так как любой проект, а тем более такой серьёзный, как СШХ, нуждается в тщательной проработке, в детализации и распределении зон ответственности, синхронизации действий и, конечно, в финансировании. «Но соглашение между РЖД и «Газпромом» – это, образно говоря, последний порог, который нужно было преодолеть. Поэтому главное, что дорога будет, так как по СШХ сформируются новые конкурентоспособные логистические маршруты снабжения добывающих предприятий. Во-вторых, будут диверсифицированы действующие транспортные каналы за счёт вовлечения инфраструктуры Северного морского пути. СШХ откроет многим российским регионам выход в Мировой океан через порт Сабетта и Северный морской путь. И, конечно, в связи с открытием железной и автомобильных дорог будет снята проблема растущего пассажиропотока на других видах транспорта. Появится возможность круглогодичного и многофункционального использования транспортной инфраструктуры, что для северных территорий, где всегда всё ограничено погодными условиями, навигацией, световым днём и прочими факторами, несомненно, большой прорыв», – прокомментировал «Гудку» губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Он также уточнил, что магистраль будет создана из российских материалов. В частности, только для строительства моста через Обь потребуется более 135 тыс. тонн железобетонных металлоконструкций, а также песок, щебень, шпалы и рельсы. К слову, щебень, добываемый на Полярном Урале, – самый высокопрочный и подходящий для строительства в условиях Крайнего Севера, поэтому в основной номенклатуре грузов СШХ (преимущественно газовый конденсат и нефтеналив) он также добавится.

Строительство Северного широтного хода планируется завершить к 2022 году.

Елена Кудрявцева

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Александр 03.04.2017 08:49:36
Севером будет приростать Россия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв