19 ноября 2017 19:17

Классик из железнодорожной мастерской

Для путешествий из России в Европу и обратно Максим Горький обычно пользовался берлинским экспрессом

31 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге был взят в наружное наблюдение филёрами добротно одетый мужчина в шляпе и начищенных башмаках, прибывший поездом, видимо, со станции Вержболово на границе Восточной Пруссии и России.
В донесении департамента полиции таинственный пассажир указан как эмигрант, нижегородский цеховой Алексей Максимов Пешков. Так, после семилетней эмиграции с итальянского острова Капри в Россию вернулся благодаря амнистии по случаю 300-летия царствующей династии Романовых знаменитый русский писатель Максим Горький.

В России Горький воссоединился со своей гражданской женой, актрисой Московского Художественного театра Марией Андреевой, вместе с которой они обосновались в селении Мустамяки на Карельском перешейке близ Санкт-Петербурга. С актрисой Андреевой, в будущем видной деятельницей большевистской партии, соратницей Ленина (который дал ей партийную кличку Феномен), Горький познакомился весной 1900 года в Крыму, где МХТ находился с гастролями. Вскоре писатель всерьёз увлёкся обаятельной и красивой замужней женщиной, стал регулярно навещать дом в московском Театральном проезде. Там в девятикомнатной служебной квартире своего супруга, действительного статского советника, инспектора Московско-Курской и Муромской железных дорог, главного контролёра Московского железнодорожного узла Андрея Желябужского, Мария Фёдоровна устраивала званые вечера, которые посещал цвет московской театральной богемы. Одновременно в квартире была организована и тайная явка большевиков, где происходили подпольные конспиративные встречи революционеров и где они получали финансовую помощь, исходившую от друга Андреевой, мецената Саввы Морозова.

В апреле 1903 года уже сама Андреева, пользуясь своим положением жены высокопоставленного железнодорожного чиновника, исполнила важное и рискованное задание большевистской партии. Доставила поездом в Нижний Новгород Горькому чемодан с тиражом первомайских листовок, исхитрившись при этом в своём персональном купе первого класса спрятать разыскиваемого полицией подпольщика по кличке Никодим.

Симпатия к железным дорогам возникла у Горького, очевидно, ещё в юности. «Чугунка» и тогда была основным работодателем в России. Сменив несколько профессий и работ, в октябре 1888 года 20-летний Алексей Пешков устроился сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Житейские впечатления в Добринке стали сюжетной основой для автобиографических рассказов «Сторож» и «Скуки ради». Спустя три месяца, в январе 1889 года, Пешкова перевели на станцию Борисоглебск, после того как он составил личное прошение в оригинальном жанре жалобы в стихах. Надолго нигде не задерживаясь, будущий писатель, уже сошедшийся с народниками и растревоженный мыслями о социальных недугах общества, двигался в сторону Каспия.

Первая любовь пришла к Алексею Пешкову на большой сортировочной железнодорожной станции Крутая на Волге, ныне – имени Максима Горького в Волгограде. Начальником станции, куда Пешков оформился весовщиком, был тогда Захар Ефимович Басаргин – отец 11 детей, мастер на все руки, мебельщик, столяр и гончар. А ещё изобретатель: по собственной технологии варил нефть с графитом, чтобы получить мазь, предохраняющую деревянные шпалы от гниения. Читая вслух Пушкина, Тургенева и свои первые рассказы в кругу домочадцев начальника, Алексей Пешков не на шутку увлёкся старшей дочерью Басаргина Марией. Завязался роман, политически подкованный молодой человек попросил у старого железнодорожника руки дочери. Но получил отказ. Не верилось как-то заботливому отцу семейства в надёжные жизненные перспективы весовщика, постоянно меняющего одно рабочее место на другое, обеспокоен был начальник и его революционными настроениями… Спустя 10 лет Максим Горький, уже известный в России писатель, адресовал замужней Басаргиной трогательные строки: «Я всё помню, Мария Захаровна. Хорошее не забывается, не так уж много его в жизни, чтобы можно было забывать…».

Весной 1891 года пытливый юноша в поисках нового опыта и знаний отправился странствовать «по Руси». Большую часть пути Алексей шёл пешком, каждый раз ночуя в новом селении, иногда ехал на конных телегах, на тормозных площадках грузовых железнодорожных вагонов, не брезговал и вагонами с надписью «для скота». Преодолел огромное расстояние через Поволжье, Придонье, Украину, Крым, Кавказ, к ноябрю дошёл до Тифлиса, где устроился рабочим в железнодорожную мастерскую. На следующий год там же, в Грузии, Пешков превратился в Горького – такая необычная авторская подпись впервые появилась в газете «Кавказ» к рассказу «Макар Чудра».
Всю жизнь Горький много путешествовал. Европу он исколесил от Швеции до Италии, полгода жил в США. И всегда перемещался между странами и континентами на поездах и пароходах. Ни разу пролетарский писатель не выбрал самолёты, хотя с середины 1920-х годов новый по тем временам воздушный транспорт уже начал регулярные пассажирские перевозки.

…27 мая 1928 года Максим Горький, которого все семь лет эмиграции в СССР именовали советским писателем, возвращался из Италии берлинским поездом в Москву. Выйдя из вагона на первой же после границы советской станции Негорелое, Горький сразу попал на митинг, устроенный в честь его долгожданного возвращения на родину. Наутро многотысячная ликующая толпа поклонников его творчества встречала писателя на Белорусском вокзале, часть пути до дома его несли на руках.

В 1928 году в вагоне люкс Горький совершил пятинедельную поездку по Советскому Союзу, знакомясь с достижениями социализма. Поездом Алексей Максимович после окончательного возвращения в СССР ездил в Крым, где правительство выделило ему дачу близ Фороса.

Свою последнюю поездку на поезде Горький совершил 26–27 мая 1936 года, возвращаясь в Москву с отдыха на крымской даче. Уже на вокзале встречавшие были встревожены его неважным самочувствием. Студёная, ветреная московская весна только усугубила состояние: мучившая писателя всю жизнь болезнь лёгких вступила в решающую стадию. Жить ему оставалось три недели.

Игорь Ленский




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30